Образ повествователя в рассказе Распутина «Уроки французского»


Образ повествователя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» занимает центральное положение. Именно он является главным героем, вокруг которого происходят все сюжетные действия. Именно от лица этого персонажа ведется повествование, демонстрируется отношение ко всем происходящим событиям и к окружающим людям.

Рассказчик вспоминает, как он обучался в пятом классе. Это был 1948 год – послевоенное время, когда страна только поднималась на ноги.

Главный герой, будучи одиннадцатилетним мальчиком, уехал из деревни, где жили его мама, братья и сестры, так как в деревне была лишь начальная школа. Рассказчик, вынужденный начать самостоятельную жизнь, уехал за 50 километров от дома и жил у тети Нади, семья которой обворовывала его: когда мать повествователя отправляла ему продукты, семья, у которой жил герой, тайно брала эти продукты. Рассказчику было обидно за мать, которая отрывала самое последнее, чтобы ему было проще.

В своей деревне окружающие считали мальчика «грамотеем», поэтому давали ему читать и писать письма. Повествователь любил читать книги и пересказывал их другим детям, добавляя новые подробности. Помимо этого, жители деревни любили рассказчика, как как он разбирался в облигациях. За это рассказчика «выделяли из деревенской ребятни».

Рассказчик учился довольно неплохо. Обучался, как признается он сам, с удовольствием. Так было и в начальной деревенской школе, и в школе, находящейся в райцентре. У рассказчика были почти одни пятерки. Не успевал мальчик лишь по предмету «Французский язык». Только благодаря Лидии Михайловне он смог полюбить этот предмет и разобраться с ним.


Повествователю пришлось столкнуться с царствующим в то время голодом. Когда нечего было есть, он глотал глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи. Это позволяло хотя бы на время забыть о голоде.

Оказавшись вдали от дома, мальчик сильно похудел. Он постоянно думал о еде. Ради того, чтобы купить хотя бы хлеб или молоко, рассказчик стал играть в «чику» на деньги. Это было единственным способом прокормить себя. Играл рассказчик довольно хорошо. И это стало причиной того, что Вадик, который считался главным в этой игре, стал делать так, чтобы рассказчик ничего не выигрывал. В итоге повествователя избили за то, что он забирает прибыль.

Герой самостоятельно пытался справиться со всеми жизненными трудностями, с которыми ему пришлось столкнуться. Мальчик не рассказывал о том, как ему тяжело, своей матери, чтобы она не расстраивалась. Главный герой никому не рассказал о том, что его избили Птаха и Вадик. Рассказчик отказывался от предложения Лидии Михайловны ужинать у нее. Когда герой понял, что посылку с едой отправила его учительница, он отказался принимать эту «подачку».

Рассказчик был очень упрямым в хорошем смысле этого слова человеком. Он не показывал свои слабости, желая со всеми трудностями справляться самостоятельно. Только честная игра с Лидией Михайловной помогала ему получать деньги, которые он тратил на питание.

Поступок учительницы французского языка оказал большое влияние на становление личности рассказчика. Он навсегда запомнил ее доброту и заботу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Образ Василия Андреевича в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Образ Федьки в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Образ Вадика в рассказе Распутина «Уроки французского»