Образ пустыни в рассказе Платонова «Песчаная учительница»


Рассказ «Песчаная учительница» Андрея Платоновича Платонова - повествование о молодой девушке, взвалившей на свои хрупкие плечи заботы о целом селе, расположенном на границе со среднеазиатской пустыней. Героев в этом произведении мало, по большей части обрисован лишь портрет главной героини. А вот пейзаж играет большую роль, и в частности образ пустыни. О нем и пойдет речь в нашем сочинении.

Само слово «пустыня» какое-то неприятное, оно будто таит в себе зловещий смысл. Сразу возникает ассоциация с пустотой. Пустыня - место, в котором ничего нет, нет самого главного в жизни - надежды. Многие авторы в своих произведениях и показывали ее такой безжизненной. В рассказе Платонова также затрагиваются эти моменты. Но все же не стоит забывать о тех людях, которые выросли в пустыне. Для них это прекрасная и величественная земля, по которой только может ходить человек. Главная героиня рассказа, Мария Нарышкина, также выросла в пустыне, и относится она к ней как к родине. Поэтому мы можем говорить о двояком представлении пустыни в произведении А.П. Платонова. Поговорим об этом подробнее.

Астраханская пустыня - родные места Марии Никифоровны, для нее они наполнены поэзией. Читая начало рассказа, мы видим песчаные степи, волнуемые легким ветерком, караваны верблюдов, уходящих по ней в Персию, загорелых купцов с охрипшими голосами. Глазами учительницы, а в это время еще девочки-подростка, зачитывающейся книжками по географии, видим мы пустыню, песок в ней напоминает пудру. В этом описании столько романтики! Родина Нарышкиной осталась вдалеке от дорог, по которым проходили красные и белые, поэтому Мария не узнала тягот и лишений этого времени. К тому же ее оберегал от этого всего отец.


А потом мы видим пустыню села Хошутово. Да, она расположена в другом месте, но все же какой резкий контраст с тем, первым впечатлением! Какой негативной оценкой наполнены эти картины. Теперь мы видим пустыню глазами жителей, изнуренных тяжким трудом, извечной борьбой с песком.

Картины природы уже лишены романтического налета. Солнце давит своим зноем, раскаленные барханы похожи на пылающие костры, яркий день больше напоминает мрачную ночь. Это девушка в первый раз увидела песчаную бурю и сразу помрачнела, потухла, а вместе с ней и мы. И наше настроение резко поменялось после того, как Нарышкина приехала работать в это Богом забытое село.

Оберегаемая родителями от невзгод, Мария не знала всех тягот жизни в пустыне, даже не представляла себе их. Девушка наслаждалась красивыми видами, читала книги, училась на педагогических курсах. А попав в село Хошутово, столкнулась с настоящими трудностями, повзрослела. Ей пришлось по-новому взглянуть на пустыню, не восхищаться, а бороться с ней. И ведь она одержала победу. Насадила кустарники шелюги и сосны, чтобы защитить огороды и колодцы от песка, открыла людям новый источник дохода. А главное показала, что и здесь можно жить. И в пустыне можно надеяться на лучшее, ставить цели и добиваться задуманного.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Марии Нарышкиной в рассказе Платонова «Песчаная учительница»
  • Почему рассказ Платонова называется «Песчаная учительница»?
  • Нужны или обществу такие люди как Мария Нарышкина? (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)
  • В чем смысл служения людям? (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)