Образ рассказчика в повести Толстого «Детство»


Повесть «Детство» занимает важное место в творчестве Льва Толстого, несмотря на то, что она была первой. Но уже в этом произведении автор заявил о себе, как о тонком психологе и творческой личности. Повесть отчасти автобиографическая, однако, собственные наблюдения и пережитые события стали лишь основой, опираясь на которую писатель смог проникнуть в глубину человеческой души, понять, что может чувствовать маленький мальчик, похожий на него во многом.

Главный герой произведения – Николенька Иртеньев. Он - и герой, и рассказчик. От его имени (от первого лица) идет повествование о детских летах. Николенька вспоминает о важных эпизодах своего детства. Повествование не последовательное, так как построено, как воспоминания. Герой с теплотой рассказывает о первом этапе своей жизни, больше обращая внимания на свои размышления и созидание своего внутреннего мира, чем на внешние события. Происходящее служило ему пищей для дальнейшего анализа.

Образ рассказчика – это образ человека, который обладает аналитическим складом ума. Воспоминания о детстве дают нам представления о том, как происходил процесс становления этой уникальной личности.


Рассказчик описывает эпизоды, которые могут показаться незначительными. Однако именно они произвели на него большое впечатление. Детские игры, занятия с учителем Карлом Ивановичем, первая охота, первая влюбленность – все это оставило след в душе впечатлительного мальчика. Но самым важным воспоминанием была его мама, нежность к которой он пронес через всю жизнь, как и сам писатель.

Николенька – особенный ребенок, не такой беззаботный, как многие дети. Все, что происходит, он потом анализирует. Но его впечатлительность иногда играла с ним и злую шутку. Например, герой обижается на своего доброго учителя, который просто убил над ним муху. Но на тот момент герой настолько глубоко это переживал, ведь думал, что Карл Иванович бьет мух возле него специально, потому что он маленький, а значит – над ним можно издеваться. И до того ему становится противен учитель, что все в нем раздражает – и его халат и шапочка. Но потом мальчик понимает, что был не прав, потому что этот добрый старик к нему действительно привязан. Николеньке становится стыдно, что обиделся на него зря.

Главный герой с детства тянется к красоте, поэтому любуется теми, в ком она есть. Например, Николенька по-своему влюблен в мальчика Сережу, красивого и беззаботного. Но когда тот подначивает ребят издеваться над одним застенчивым мальчиком, то главный герой понимает, что красота может быть и жестокой.

Вызывают улыбку эпизоды, когда Николенька рассказывает брату о своей любви к девочке Сонечке. Герой кажется очень серьезным в своих чувствах и переживаниях, что кажется трогательным и наивным в его возрасте.

Герой не считал себя красивым, что болезненно переживал. Из-за этого он часто конфузился и боялся не понравиться. Но, так же как и все, он хотел быть нужным и любимым. Поэтому маленький философ с взъерошенными волосами старался понравиться, и девочке Соне, и мальчику Сереже.

Николенька Иртеньев – самобытный человек, который впитал в себя все хорошее, что его окружало, и сделал вывод даже из печальных событий. Воспоминания о детстве стали для него уютным островком в душе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ автора в повести Толстого «Детство»
  • Образ матери в повести Толстого «Детство»
  • Образ княгини Корнаковой в повести Толстого «Детство»
  • Женские образы в повести Толстого «Детство»