Образ рассказчика в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»


Фазиль Искандер в рассказе «13 подвиг Геракла» ведет рассказ от первого лица. Глазами мальчика, который учится в 5 «б» классе, читатель оценивает поступки учеников, анализирует поведение учителя, подмечает черты характера героев.

Рассказчику на момент истории 10-11 лет, он называет себя «бесстрашным маляриком», так как гордится своим хроническим заболеванием. Он умный и наблюдательный мальчик, который дает оценку, рассуждает и логично мыслит.

С самого начала повествования, главный герой размышляет о талантливых людях, математиках. Считает, что они неряшливы и слабохарактерны. Но совсем другим представляет он своего учителя математики Харлампия Диогеновича. Недавно пришедший преподаватель вызывает у мальчика уважение не только своим аккуратным внешним видом, но и методами воспитания. Он пользуется авторитетом у всего класса, на его уроках сохраняется строгая дисциплина, у него нет «любимчиков», и все одинаково отвечают за свои поступки.

В своих одноклассниках пятиклассниках подмечает важные черты внешности и характера. Такая объективная оценка свойственна взрослому человеку. Он шутливо указывает на слабые стороны мальчишек. Алик боится уколов и почти падает в обморок. Сахаров даже во время смеха показывал своим видом, что он отличник. Тем не менее, герой и к себе относится с определенной долей юмора.


Рассказчик старается не допускать жизненных ошибок, чтобы не стать объектом для шуток, тем не менее одна неприятная история все же произошла с ним. Как-то у школьника не получилось решить задачу, заданную на дом. Мы видим его сомнения, неуверенность, он не хочет идти на урок неподготовленным, но обстоятельства складываются так, что задача остается нерешенной.

И вот начинается занятие. Становится ясно, что только герой не справился с заданием. Мальчик пытается как-то ускользнуть от ответственности. Он обманывает медиков, которые пришли делать прививки, но ошиблись классом. Пятиклассник начинает придумывать историю о том, что их класс на следующем уроке уйдет в музей, поэтому именно им необходимо сделать инъекции. Таким образом, он пытается сорвать урок математики, чтобы избежать ответственности за свой поступок.

Сначала мальчик не стыдится того, что совершил, потому что еще не осознает своей ошибки. Только с помощью учителя он понимает суть происходящего. Преподаватель сравнивает мальчишку с человеком, который совершил тринадцатый подвиг Геракла. Это ничего не значащий подвиг, фальшивый и никому не нужный. Учителю хватило всего несколько минут, чтобы объяснить ребенку важные моральные принципы. Метод Харлампия Диогеновича оказывается эффективным, потому что герой больше не совершал необдуманных и лживых поступков.

Рассказ Искандера написан им уже во взрослом возрасте. Именно он был тем мальчиком, который вырос и стал писателем. Но с какими же эмоциями передает автор историю многолетней давности, вспоминая наивность и непосредственность того ребенка. Несомненно, учитель математики навсегда оставил в след его душе и воспитал в нем благородного человека, не способного на подлые поступки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Харлампия Диогеновича в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Сахарова в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Алика в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Шурика Авдеенко в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»