Образ ребёнка и его значение в романе Достоевского «Преступление и наказание»


В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое место занимает образ ребенка. Образ ребенка воплощается в произведении как в конкретных образах детей, так и в чертах некоторых персонажей.

Ф.М. Достоевский помещает в повествование образы детей Катерины Ивановны: девятилетняя Полечка, семилетний Коля и шестилетняя Лена. Автор показывает, что эти дети еще нравственно чисты, у них нет тех пороков и грехов, которыми обладают взрослые.

Ф.М. Достоевский показывает, что дети – показатель нравственной чистоты. В самом повествовании есть фраза, произнесенная Раскольниковым: «А ведь дети – образ Христов». Писатель выражает мысль о том, что все дети чисты и невинны, что только с возрастом некоторые люди начинают обрастать пороками и грехами. И человек может либо стать греховным человеком, либо сохранить в себе «детскость» и во взрослом возрасте.


В романе есть примеры того, как дети начинают вставать на путь греховности. Это пьяная девушка лет шестнадцати, которую Раскольников встретил на бульваре. С помощью образа данной девушки Ф.М. Достоевский показывает, что нравственная чистота ребенка может постепенно закрашиваться различными пороками.

Есть в повествовании и образы детей, которые связаны с образом Свидригайлова. Герою снится мертвая девочка в пустом доме; данный образ символизирует то, что Свидригайлов погубил невинную душу. Снится Свидригайлову и девочка, которая спряталась, боясь возвращаться домой из-за разбитой ею кружки. Герой видит, как девочка у него на глазах превращается в злобное существо. Автор показывает превращение из ребенка с нравственной чистотой в порочного взрослого. Таким же порочным взрослым могла стать и будущая жена Свидригайлова – шестнадцатилетняя девочка.

К тем персонажам, которые, несмотря на принадлежность к миру взрослых, в душе остаются детьми, относятся Соня Мармеладова и Лизавета. При раскрытии образа Лизаветы подчеркивается, что она похожа на ребенка. Даже во время того, как Раскольников подносил к героине топор, она просто вытянула перед собой руки, будто маленький ребенок. С ребенком сравнивается и Сонечка, которая также добра, милосердна. Она в положительном смысле слова наивна, не способна на совершение зла. Относя Соню Мармеладова и Лизавету к положительным персонажам, Ф.М. Достоевский показывает, что «детскость» во взрослом возрасте – неплохо, что такие детские черты, как доброта, кротость и смирение, – положительные качества взрослого человека.

Важен в романе и образ Раскольникова-ребенка. В 5 главе первой части представлен сон Раскольникова о до смерти забитой лошади. Раскольникову снится его прошлое. Главный герой представлен в виде семилетнего ребенка. Ф.М. Достоевский, описывая сон, подчеркивает, что Раскольникову снится не что-то вымышленное, а реальная ситуация из его жизни. Семилетний Раскольников сострадает лошади, над которой начинают издеваться; он не понимает, по какой причине Миколка забивает ее до смерти. С помощью данного эпизода писатель показывает, что по природе своей Раскольников – сострадательный человек, не желающий другим смерти. Ф.М. Достоевский показывает, что из невинного ребенка Раскольников, который подался обманчивым теориям, превращается в грешного человека. После пробуждения Раскольников мучится, так как не хочет быть похожим на Миколку, забившего лошадь. Раскольников-ребенок, в котором заключена истинная сущность героя, борется с Раскольниковым-взрослым, и автор показывает, что последний все же побеждает: главный герой решает проверить свою теорию, поэтому совершает убийство старухи-процентщицы.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Я себя убил, а не старушонку…» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • «Правда» Сони Мармеладовой (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Нравственная атмосфера семьи Раскольниковых (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)