Образ Шамиля в повести Толстого «Хаджи-Мурат»


Долгие годы трудился Лев Николаевич Толстой над повестью «Хаджи-Мурат», повествующей о событиях Кавказской войны. Имя главное героя стоит в заглавии произведения. Но есть и не менее важный персонаж, который выходит на сцену лишь однажды, но упоминается практически в каждой второй строчке текста. Речь идет, конечно, о Шамиле.

Шамиль – предводитель чеченцев, имам. Его портрет автор рисует в момент возвращения после очередного сражения с русскими, которое он проиграл. Толстой показывает величие этого героя, которое он умел произвести. Вот как выглядит его наряд: в нем нет ничего блестящего, серебряного или золотого, одежда без украшений в основном темных тонов. Он выгодно выделяется из окружающих его мюридов, в одеянии которых много золотого и серебряного. Ему не нужно блестеть, чтобы показать свое могущество. Он выглядит очень просто в сравнении с остальными из своей свиты, но его высокая прямая фигура видна издалека.


Автор подробно рисует и облик Шамиля: лицо мужчины бледное, окаймленное рыжей бородой, глазки же маленькие и постоянно прищуренные. Проезжая через толпу встречающих его людей, он ни на кого не смотрел. Лицо его было неподвижно и каменно. Но нельзя сказать, что этот человек лишен эмоций. Мы видим Шамиля в момент возвращения после проигранного похода. Хотя он и объявлен победой, - это не так, и имам прекрасно это знает. Мужчина истощен не только физически, но и морально. Сейчас ему не хочется ничего, кроме тепла и домашнего уюта. Из всех своих жен он хочет видеть Аминет, любимицу, восемнадцатилетнюю, черноглазую девчонку. Но Шамилю необходимо совершить полуденный намаз, поэтому даже об отдыхе не может быть и речи. После молитвы правитель также не может остаться один или пообщаться со своей семьей, ему необходимо решить те дела, которые накопились во время его отсутствия. Так, например, необходимо определиться с судьбой родных Хаджи-Мурата.

Шамиль понимает, что воздействовать на мятежника можно через любимого сына. Перед вынесением вердикта имам выполняет самый настоящий ритуал, и окружающие уже знают, что он означает. Правитель замолкает и закрывает глаза: так он слушает голос пророка. И что же подсказывает ему внутренний голос в отношении семьи Хаджи-Мурата и самого наиба? Шамиль принимает такое решение: он дарует прощение мятежнику только в том случае, если тот вернется до байрама, праздника мусульман. Если же Хаджи-Мурат ослушается, Шамиль отправит мать и жен по аулам, а сыну Юсуфу, который сейчас сидит в темнице, выколет глаза. Имам считает такое решение верным и справедливым.

Завершая повесть, Лев Николаевич Толстой снова упоминает имя правителя чеченцев. Хаджи-Мурат, умирая, видит перед собой разные образы, в частности бледное лицо с рыжей бородой, лицо врага своего Шамиля. Наиб никогда не водил с ним дружбы, да и имаму горец был необходим, чтобы держать его поближе к себе, ведь он мог представлять огромную опасность. Вот так печально закончилось противостояние двух этих величественных людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Хаджи-Мурата в повести Толстого «Хаджи-Мурат»
  • Образ Воронцова в повести Толстого «Хаджи-Мурат»
  • Образ Николая I в повести Толстого «Хаджи-Мурат»
  • Женские образы в повести Толстого «Хаджи-Мурат»