Образ Шурика Авдеенко в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»


Рассказ Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла» показывает обычных советских школьников, которым посчастливилось быть учениками гениального математика и воспитателя Харлампия Диогеновича. Помимо знаний, он давал детям нравственные уроки. И из совершенно разных ребят, как внешне, так и внутренне, вырастали хорошие люди.

Рассказчик, ученик 5 «б» класса, со своих позиций дает характеристики своим одноклассникам. Это видение смешно и объективно. Каждый персонаж — индивидуальная личность, которая запоминается благодаря какой-то своеобразной внутренней черте. Отличник Сахаров — чересчур правильный и умный, Алик Комаров— молчаливый и спокойный, сам малярик — рассудительный и находчивый.

Шурику Авдеенко уделено сразу несколько эпизодов. Внешне это долговязый, нескладный мальчуган. Учится он плохо, чтобы решить какую-то задачу, ему нужно долго и напряженно думать. Иногда школьник пытается списывать, но учитель пресекает эту попытку свои излюбленным методом — смехом. Именно такую ситуацию передает рассказчик. Однажды на контрольной работе по математике Шурик пытался заглянуть в тетрадь отличника Сахарова. Это заметил преподаватель и стал высмеивать Авдеенко, называя его чёрным лебедем. При этом учитель просит его не сломать шею при списывании. После такого позора, школьник самостоятельно «угрюмо и яростно» думает над заданием. Он понимает, что лучше постараться сделать всё самому, чем быть высмеянным перед одноклассниками.


Не менее напряженной была его работа у доски. Он написал задачу, а объяснить ее никак не мог. В этот момент малярик «спасает» Шурика от неминуемой двойки. Главный герой не решил домашнее задание, учитель заметил это и должен был обязательно вызвать его к доске. Но малярик решает пойти на хитрость. Он считает, что совершает подвиг, выручая товарища и себя, но оказывается, некоторые из детей боятся прививки и предпочли бы получить неудовлетворительную оценку, чем инъекцию. Первым под удар попадает именно Авдеенко.

Этого персонажа отличает нерешительность, угрюмость. Даже после укола он не рад тому, что все закончилось. При этом мальчик не воспринимает поступок отважного малярика как подарок, спасение от неминуемого провала у доски. Поэтому рассказчику становится непонятно, почему все смеются над ним, даже Авдеенко, который должен быть ему благодарен.

Мрачный, нескладный ученик Шурик все же ведет себя честно в отличие от бесстрашного малярика. Он, не зная точного решения задания, выходит к доске и старается напрячь свой мозг. В нем нет трусости и страха, он безропотно принимает свой провал. А вот главный герой старается схитрить именно из-за трусости. Его пугает будущая двойка, он не хочет становиться посмешищем. В результате рассказчик, да и не только он, получает нравственный урок, который запомнился ему на всю жизнь. Пятиклассники, обладая пока еще лукавыми душами, получили настоящую моральную закалку. Можно быть уверенным, что в будущем их никогда не будут мучить угрызения совести.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ рассказчика в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Харлампия Диогеновича в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Сахарова в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Алика в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»