Образ Симы в повести Распутина «Прощание с Матёрой»


Сима – второстепенная героиня повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Старуха «была пришлой, занесенной в Матеру случайным ветром меньше десяти лет назад, – в Матеру из Подволочной». В Поволочную же она попала из-под Тулы. Сима дважды бывала в Москве – до войны и во время нее. Тем не менее, не все в Матере верили ее рассказам: «Как это Сима, какая-то непутевая старуха, могла видеть Москву, если никто из них не видел?». Зато героиня получила от местных прозвище «Москвишна».

Писатель не говорит, сколько лет старухе. Ее внешности также уделяет немного внимания, но замечает, что Сима была чистенькая и аккуратненькая. Автор жалеет героиню, предполагая, что судьба у нее была не сладка, иначе не пришлось бы столько скитаться по чужим землям. Сима немного знала грамоту, а с собой у нее был песенник. Иногда она доставала его и заводила тоскливую песню. Видимо, так пела ее душа, измученная мытарствами.

У старухи была немая дочка Валька, однако опорой ей она так и не стала. Валька сошла с ума, начала водиться с женатыми мужиками и от кого-то из них родила мальчика Кольку. На момент описываемых событий ребенку было 5 лет. Вскоре дочка Симы куда-то исчезла, а старуха осталась одна с мальчиком на руках. Она очень любила внучонка, но переживала, как его поднимать.


Сима еще лелеяла надежду найти старика, «возле которого она могла бы греться и за которым могла бы ходить - стирать, варить, подавать». Другие старухи посмеивались над ней, но героиню это не смущало. Она твердила, что со стариком будет легче доживать последние годы, да и Коленьку воспитывать. Кстати, и в Матеру Сима приехала, когда услышала, что дед Максим остался без жены. Жить вместе с вдовцом не получилось: он испугался немой Вальки, да и местные не помогли, как следует. Теперь над Симой только посмеивались, но она не обижалась.

В Матере у героини не было ни собственности, ни родственников. Когда дело дошло до выселения, у нее осталась «одна дорога – в Дом престарелых». И старуха, может бы, согласилась, но знала, что Кольку туда не возьмут. Оставить же внучонка женщина не могла. Сима не падала духом, лишь твердила, что не бросит мальчика: «Мы с Коляней хоть поползем, да на одной веревочке».

В Матере Сима была чужой, а местные бабы злились на ее распутную дочь. Но добрый нрав героини помог ей стать «своей». Материнцы помогали ей, когда ей с Колькой некуда было идти, их приютила Дарья Пинигина. Как-то Дарья попыталась поставить себя на место Симы: «стань она, Дарья, в положение Симы, живущей в чужой деревне, без родни и защиты, с малолетним внучонком на руках - тоже была бы тише воды, ниже травы?». Она предполагает, что, наверное, была бы.

Окружающие не раз замечали, что Сима любила помечтать. Мечты ее были все о том же: найти человека, с которым бы можно было дожить свой век. Сима была проницательна, когда речь заходила про грезы других. Например, она понимала, что Катерина очень хочет внука, но боится даже вслух об этом сказать.

В финале повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» Сима с Колькой и другими материнцами теряется посреди реки в тумане.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Матеры острова в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Лиственя в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Дома в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Женские образы в повести Распутина «Прощание с Матёрой»