Образ Софи в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»


Софи – дочка директора департамента, тайная страсть Поприщина. Молодая, кокетливая девушка, не лишенная меркантильных интересов. Софи представляет собой типаж юной привлекательной особы, выросшей в достатке. Девушка избалована, окружена вниманием поклонников и привыкла к немедленному исполнению всех ее капризов. Она мечтает выгодно выйти замуж, жить в достатке, наслаждаться жизнью и порхать, подобно легкомысленной прекрасной бабочке. В этом ее поддерживает любящий отец, который балует свою дочку и исполняет все ее прихоти.

В свете всего этого патологическая любовь Поприщина кажется особенно гротескной и неуместной. Сама же Софи видит его чувства как проявление чего-то уродливого, оскорбительного. У нее уже имеется жених, молодой камер-юнкер. Он подает немалые надежды, и, судя по всему, мог бы составить неплохую партию. Однако автор дает понять, что это отнюдь не окончательный вариант, скорее, черновой, который может быть в любой момент заменен на более подходящий, если представится такая возможность.

В переводе с греческого «софия» означает «мудрость». Однако в отличие от других женских образов с этим же именем, представленных в ряде произведений других авторов («Недоросль» Д.И Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова») гоголевская героиня представляет собой скорее жеманно-пародийный вариант. Неслучайно Гоголь не называет ее полным именем София, а кокетливо-упрощенным Софи. Это – прямая отсылка на европеизацию, заполонившую умы большинства дам XIX века. Здесь очевидно желание приобщиться к иностранной культуре любой ценой, затерев при это исконные, глубокие качества и нахватавшись дешевых, но «модных» веяний. Это – живой намек на поверхностность, недалекость и ограниченность. Чтение дешевых романов, сюсюканье с комнатными собачками – вот, собственно, и все интересы этой девушки.


Н.В Гоголь проводит интересную параллель, показывая уродливость и неуместность потенциальной связи Поприщина с Софи. На первый взгляд, читателю очевиден явный мезальянс: дочь директора департамента вряд ли выйдет замуж за нищего неудачника, предел компетенции которого – починка перьев. Он, конечно же, не сможет ничего ей предложить: ни материального обеспечения, ни высокого положения в обществе, ни возможности продолжать вести тот образ жизни, к которому она привыкла. Скорее всего, ей пришлось бы работать, чтобы как-то помочь мужу, например, подрабатывать гувернанткой или давать уроки музыки.

При более глубоком анализе читатель поймет, что этот брак не выгоден не только Софи, но и самому Поприщину. Герой одурманен тем образом, который долго вынашивал в душе, своеобразной смесью лучших женских качеств, но который не имеет ничего общего с реальной героиней. Поклонение этому образу делает Поприщина мелким, комичным, уничижает его, не дает ему возможности для личностного роста. Например, в сцене, когда его возлюбленная случайно роняет платок, герой чуть не «расквасил себе нос», изо всех сил желая предугадать ее действия. Кроме того, он становится предметом ехидных насмешек сослуживцев, и без того к нему недоброжелательных.

Так Софи становится прямой причиной сумасшествия главного героя, она – прямое воплощение зла и безнравственности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Поприщина в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Образ директора департамента в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Образ Теплова в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Образ Чухонки Мавры в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»