Образ Стефана в летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»


В летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского» можно проследить судьбу еще одного святого старца — Стефана Московского, который приходился Сергию старшим братом.

Родился Стефан приблизительно в 1319 году в семье достопочтимых Марии и Кирилла. Родители будущих святых были людьми набожными, соблюдали божьи заповеди и старались воспитывать в сыновьях почтение к Господу.

Старший сын был от рождения наделен гибким умом, быстро стал читать, хорошо учился, за что нередко получал похвалы от учителя за усердие. А вот Сергию, младшему брату, грамота никак не давалась, но вскоре чудесная встреча с иноком помогла ему овладеть секретами чтения.

Когда Стефан возмужал, сразу женился. Когда же вся семья перебралась в Радонеж, стал управлять имением отца. Тем не менее, молодой мужчина вел аскетичный образ жизни, постился и служил Господу. Его судьба полностью меняется после смерти жены Анны. На руках у вдовца остаются два сына —Федор и Климент. Оставив их на попечение среднего брата Петра, Стефан уходит из мирской жизни в монастырь.

После смерти родителей младший брат Варфоломей (Сергий) отправляется в пустынь, чтобы в одиночестве отрешиться от суеты и посвятить свою жизнь Богу. И с собой он приглашает старшего брата Стефана. Тот, понимая, что Варфоломей будет вести очень строгий образ жизни колеблется, считая себя не готовым к таким условиям. Но судя по всему, старший брат имел доброе сердце и не мог отказать младшему в просьбе. Стефан соглашается разделить тяготы с Варфоломеем.


Суровая жизнь вдалеке от людей, строгий пост, холод все-таки повлияли на Святого Стефана. Он не смог вынести такие тяжелые жизненные обстоятельства. Поэтому, покинув Варфоломея, идет в Богоявленский монастырь. Там он селится в келье и как может, служит Господу. Инок ведет себя строго, ходит в самой простой одежде, постится и молится. Главным для него остается служение Богу.

После того как Сергий Радонежский стал игуменом Свято-Троицкого монастыря, слава о нем распространилась по всей земле русской, но Стефан всегда духовно общался с младшим братом. Вскоре он возвращается к Сергию вместе с сыном. Радонежский становится наставником и духовным отцом Феодора. А сам Стефан остается служить старшему брату.

Но эгоизм, нежелание подчиняться младшему брату вызывали в Стефане гнев и раздражение. Однажды он грубо высказался в отношении Сергия. Услышав такие неблагодарные слова Сергий, оставив монастырь вновь уходит в пустынь, чтобы там помолится за грехи свои и брата.

В образе Стефана соединилось многое, что есть в простом русском человеке — любовь к ближнему, почитание Господа, доброта, мягкость и вместе с тем слабость, зависть и эгоизм.

Сергий, понимая это, не обличает брата, не указывает на его недостатки. Только спустя какое-то время, поддавшись уговорам Алексия, Преподобный возвращается в родной монастырь. Позднее родные люди помирятся, но в летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского» читатель больше не прочитает о том, как закончились дни Святого Стефана.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Сергия Радонежского в летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»
  • Образ князя Дмитрия Донского в летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»
  • Рождение Сергия Радонежского (по летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»)
  • Детство Сергия Радонежского (по летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»)