Образ «странного» героя в творчестве Шукшина (по рассказу «Критики»)


В рассказе В. Шукшина «Критики» возникает образ «чудика», «странного» героя». Это человек, который стремится жить по собственным правилам, у него своя жизненная мораль и своя правда. Но у окружающих такой человек вызывает лишь неприязнь и отторжение. Они не принимают его жизненных ценностей, критикуют и даже не хотят заглянуть ему в душу.

Такой герой появляется в рассказе «Критики». Это 73-летний дед, сухой и нервный, страдающий глухотой, но обладающий собственным достоинством. Он странен тем, что вместе со своим внуком имеет интересную привычку — ходить в кино и обсуждать происходящее на экране. Причем в основном старик критикует игру актеров в деревенских фильмах. Тимофей считает себя знатоком деревенской жизни. Он много лет был плотником, половина домов в селе построена его руками, поэтому он думает, что имеет право на критику. Поддерживает деда его тринадцатилетний внук Петька. Он уважительно относится к старому человеку, терпеливо передает слова, которые не услышал дедушка. Жалеет и искренне переживает за дедушку.

Но вот окружающие считают деда чудаком, «любопытным старикашкой». Родители Петьки стараются не замечать того, как чудит пожилой человек. Им нужно, чтобы родственник спокойно доживал свой век и не позорил их перед людьми.


Конфликт, который происходит позднее в доме, показывает, с какой неприязнью люди относятся к таким «странностям». Началось все достаточно мирно. Дед начал критиковать то, происходило на экране телевизора. Это не понравилось ни гостям, которые находились в доме, ни родителям Петьки. Они отмахивались от старика, как от надоедливой мухи, смеялись, исподтишка шептали унизительные слова. В них были лишь снисхождение и равнодушие. А Деду хотелось быть полноценным участником беседы. Он должен был спорить, доказывать свою точку зрения, чувствовать себя человеком. Но никому дела не было до него и его мнения.

Именно поэтому Тимофей выказывает протест таким образом. Он встряхивает всех присутствующих тем, что разбивает телевизор сапогом. Тут-то и проявляется истинное отношение героев к пожилому человеку. Тетка бежит звать милиционера, а отец Петьки укладывает старика лицом в пол и связывает ему руки. Он не жалеет «тятю», а говорит «удосужил», то есть опозорил его перед людьми, которые были для него важны.

Да, в каких-то ситуациях дед показан смешным и нелепым. Он живет в собственном мире, радуется мелочам, но этот «странный» человек хочет, чтобы его уважали и считались с ним. Ему не нужно жалости и снисхождения. Но кроме Петьки никто не воспринимает его так, как ему хотелось бы: ни родной сын со снохой, ни гости, ни милиционер. Все они равнодушны и мелочны. Для них важнее приличия, закон, факты, а не душа и чувства человека.

Такие чудаковатые люди очень ранимы, они очень остро воспринимают критику. Тимофей, как ребенок, смотрит фильмы. А потом искренне, открыто судит героев. Но родные не захотели принять деда таким, каков он есть, и без жалости нанесли душевную рану.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Тимофея Новоскольцева в рассказе Шукшина «Критики»
  • Образ Петьки в рассказе Шукшина «Критики»
  • Сравнительная характеристика Тимофея Новоскольцева и Петьки (по рассказу Шукшина «Критики»)
  • Проблема отцов и детей в рассказе Шукшина «Критики»