Образ Теплова в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»


Камер-юнкер Теплов – жених Софи, дочери директора департамента. В произведении о нем сказано немного, но даже из этой малой характеристики складывается вполне достаточное представление об этом человеке. Впервые о существовании этого действующего лица читатель узнает из уст самого Аксентия Поприщина, автора дневника.

В записи, сделанной 13 ноября, Поприщин с негодованием описывает разговор двух собачек, Меджи и Фидель, закадычных подруг и первых сплетниц. Якобы, ему удалось выкрасть их письма, содержание которых его повергло в полнейший шок. Поприщин, влюбленный в дочку директора и строящий уже немалые планы, с ужасом узнает о существовании некого камер-юнкера Теплова, молодого красавца, человека, перспективного во всех отношениях.

У Теплова очень эффектная внешность: брюнет с черными, как смоль, глазами, с гладкой и чистой кожей и такими бакенбардами, «как будто он обвязал лицо черным платком». Стройный, молодцеватый, энергичный, он являет собой полную противоположность Поприщину, про которого собачонка Меджи пишет, что он «совершенная черепаха в мешке». Читатель, конечно, понимает, что переписка собак – плод воображения самого Поприщина, который, узнав о существовании красавца-жениха, осознает свое полное ничтожество.


В самом деле, что такое Поприщин? Сорокалетний неудачник с копеечным жалованием, который только и умеет, что ныть и жаловаться на судьбу. Нерасторопный, привыкший все откладывать «на потом», Поприщин живет пустыми надеждами, что когда-нибудь все образуется, в то время как Теплов в свои годы уже дослужился до звания камер-юнкера.

У Теплова прекрасная выправка, стройная талия, обворожительные манеры. Он умеет подать себя в обществе, рассказать при случае интересный анекдот, в то время как служащий Поприщин только и может, что сливать яд на страницах своих записок. Теплов вполне уверен в своей привлекательности: «подошел к зеркалу, поправил волоса». Он понимает, что даже если роман с Софи окончится ничем, и она выберет другого, ему не составит труда найти партию не хуже. И Софи им очаровывается, она «влюблена до безумия». Теплов каждый день ее навещает, галантно, красиво ухаживает. Папаша тоже рад связать с ним семейные узы, ведь он понимает, насколько это перспективный молодой человек.

Поприщина одолевает черная зависть. «Враки! Свадьбе не бывать! Все, что есть лучшего, достается камер юнкерам или генералам!» – пишет он в своих записках. Поприщин все еще надеется, что еще не все потеряно. «Ну и что, что он камер-юнкер? Ведь от этого не прибавится третий глаз на лбу?»

Однако, все его чаяния оказываются тщетны, роман Теплова с Софи набирает обороты, и дело движется к свадьбе. Неудивительно, что именно с этой трагической для него даты психическое состояние главного героя усугубляется и наступает душевный кризис. В записках появляется все больше странностей, грязных ругательств и жалоб. В конце концов, психика героя не выдерживает, и он объявляет себя королем Испании, Фердинандом VIII.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Поприщина в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Образ директора департамента в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Образ Софи в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Образ Чухонки Мавры в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»