Образ Тишкина в рассказе Распутина «Уроки французского»


Тишкин – второстепенный персонаж рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Это ученик школы, в которой учился рассказчик. Тишкин обучался в том же пятом классе, в котором обучался и повествователь.

Из портретных характеристик Тишкина указываются только его «моргающие глазенки».

Еще одной характеристикой было то, что Тишкин был «суетливым мальчишкой».

Рассказчик отмечает, что он не дружил с Тишкиным, да и Тишкин не старался подружиться со своим одноклассником. Рассказчик был уверен, что если на него полезут с дракой, то Тишкин, вертевшийся на поляне, не заступится за него. Это говорит о том, что Тишкин олицетворял толпу, которая была равнодушна к окружающей несправедливости.

Мальчик, от лица которого ведется повествование, отмечает, что Тишкин любил поднимать на школьных уроках свою руку. И это не зависело от того, знает Тишкин материал или не знает. Часто на уроках бывало такое, что тянущего руку Тишкина вызывали к доске, а он молчал. Когда же его спрашивали, зачем он поднимал руку, если ничего не может ответить, то Тишкин «шлепал своими глазенками» и говорил, что он помнил материал, но забыл его, когда вставал из-за парты.

Рассказчик отмечает, что Тишкин «иногда набегал» на полянку, где школьники играли на деньги. Тишкин играл нечасто, так как очень быстро проигрывал свои сбережения и исчезал с поляны.


Во время игры на деньги Тишкин, как правило, не замечал рассказчика. Исключением был момент, когда повествователя избили Вадик и Птаха. На следующий день во время урока Тишкин рассказал Лидии Михайловне о том, что рассказчику «Вадик из седьмого класса поднес». Рассказывая это, Тишкин «захлебывался от радости» и хихикал. Это говорит о том, что ему было смешно и интересно наблюдать за тем, как его одноклассника избивают.

Тишкин, не понимая того, что за его слова могут быть неприятности не только у рассказчика, но и у него самого, рассказал Лидии Михайловне, что повествователя избили за то, что он стал спорить во время игры на деньги.

Тишкин совершенно не понимал, что он говорит, не задумывался о том, что его могут ждать неприятности. Во-первых, от Вадика и Птахи, которых сдал Тишкин. Во-вторых, от директора школы, который мог узнать о том, что дети, включая и самого Тишкина, играют в игры на деньги. Тишкин не понимал, что за игру на деньги его «в два счета могли выгнать из школы».

Поступок Тишкина, который рассказал правду и «внес ясность», оценивался рассказчиком как настоящее предательство. Повествователь не мог больше обманывать учительницу, так как понимал, что Тишкин «продал его с потрохами».

Несмотря на предательство Тишкина, он выполняет положительную функцию в произведении, так как правда Тишкина помогла Лидии Михайловне узнать о тех жизненных проблемах, с которыми пришлось столкнуться рассказчику.

Все вышеперечисленные характеристики Тишкина позволяют сказать о том, что этот герой – олицетворение таких людей, которых можно назвать подхалимами. Это тихоня и слабак, который умеет подстраиваться под окружающие условия, не думая при этом ни о каких последствиях.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Птахи в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Добро и зло в рассказе Распутина «Уроки французского»
  • Какие уроки получил главный герой рассказа Распутина «Уроки французского»?
  • Какую роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна? (по рассказу Распутина «Уроки французского»)