Образ Тришки в комедии Фонвизина «Недоросль»


Тришка – второстепенный персонаж фонвизинской комедии «Недоросль». Данный персонаж является эпизодическим, так как он появляется лишь в одном действии (в первом) и больше на сцене не появляется. Стоит отметить, что образ Тришки появляется в начале повествования: Простакова, смотря на кафтан своего сына, просит Еремеевну позвать Тришку.

По виду деятельности Тришка является портным. Становится известным, что Тришка шил Митрофанушке кафтан. Мать недоросля ругает героя за то, что он сделал больно узкий кафтан.

Госпожа Простакова, недовольная работой Тришки, за глаза называет его вором и мошенником. Мать семейства ругает героя и называет его различными обзывательствами не только за глаза, но и в глаза. Героиня, обращаясь к портному, несколько раз называет его скотом, говорит, что он воровская харя и болван.

Госпожа Простакова задает Тришке вопрос, чем же он будет оправдывать свои ошибки. Тришка говорит, что он всего лишь самоучка, что именно по этой причине он и не мог сшить кафтан полностью идеальным. Тришка подчеркивает, что он предупреждал госпожу Простакову о том, что он является самоучкой. Тришка говорит матери Митрофана, чтобы она отдала шить кафтан опытному мастеру, который учился тому, как правильно шить кафтаны.


Д.И. Фонвизин показывает, что госпожа Простакова дает шить кафтан самоучке, а не профессионалу, чтобы сэкономить денежные средства. Если бы она дала заказ настоящему мастеру своего дела, ему бы пришлось платить, а Тришка являлся крепостным крестьянином семейства Простаковых, значит, всю работу он делал бесплатно.

Предупрежденная, что герой – самоучка, мать семейства все равно пытается сделать во всем виноватым именно его. Госпожа Простакова задает Тришке вопрос: «Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился?».

То, что Тришка пытается объяснить госпоже Простаковой то, что он не виноват в плохом результате, потому как он не является профессиональным портным, говорит о смелости Тришки. Даже муж госпожи Простаковой не решается пойти против нее, а Тришка пытается доказать свою правоту, вступает с хозяйкой в дискуссию, при этом понимая, что за свою храбрость он может быть побитым.

Д.И. Фонвизин показывает, что госпожа Простакова осознает, что Тришка прав, но она не может согласиться с ним из-за своей гордыни, поэтому она и продолжает ругать его. Однако ругань продолжается сравнительно недолго, и госпожа Простакова отпускает Тришку. То, что героиня отпускает Тришку после недолгой брани, говорит о том, что кафтан не так уж плох; госпоже Простаковой нужно было просто оскорбить работу Тришки, чтобы потешить свое самолюбие, унизив при этом других людей.

Образ Тришки важен при раскрытии образа госпожи Простаковой. То, как относится героиня к Тришке, демонстрирует ее отношение к крестьянскому классу в целом. Ругать крестьян, называя различными обзывательными словами, винить их абсолютно во всем – вот, что характерно госпоже Простаковой по отношению к крестьянам.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Милона в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Образ Цыфиркина в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Образ Кутейкина в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Образ Простакова в комедии Фонвизина «Недоросль»