Образ Царевича в сказке Жуковского «Спящая царевна»


Сказки о том, как прекрасный принц спасает красавицу, есть в и фольклоре разных народов, и в творчестве отдельных писателей. Представитель русского романтизма, В. Жуковский, также использует этот сюжет в «Спящая царевна». Вместо принца прекрасным спасителем в сказке становится царевич. И это закономерно, ведь для русского народного творчества цари и царевичи гораздо ближе принцев и королей.

Образ царевича появляется во второй части произведения, когда наступает время спасать царевну от трехсотлетнего сна. Перед тем, как «вывести» на первый план событий царского сына В. Жуковский рассказывает о неудачных попытках молодцов спасти красавицу: «Много было смельчаков… в лес брались они сходить, чтоб царевну разбудить», но никто из них не вернулся из этого леса.

Царевича мы встречаем во время охоты, когда тот разъезжает по лесу со свитой ловчих. Невольно он оказался возле зачарованного леса, где встретил старика. Тот и поведал молодцу о царской семье и том, как другие пытались разбудить красавицу-царевну. Старик, видимо, думал, что испугает царевича, чтобы тот не ходил за смертью. Но рассказ только подогрел молодого парня. Не раздумывая, парень погнал своего коня в опасное место, ведь был «детина удалой».


В. Жуковский не создает портрет царевича. Во-первых, читателю и без этого понятно, что избранник прекрасной царевны и сам должен быть хорош собой. Во-вторых, лаконичная характеристика жениха царевны была дана в речи одной из фей: «Дам красавца жениха я тебе, мое дитя».

В зачарованном лесе смельчак видит совсем не то, что ожидал. Вместо темного бора его встречают цветы, птицы, ручейки и прекрасный аромат. Природа, кажется, сама проводит царевича к дворцу. В царском дворе и палатах герой видит людей, которые замерли в необычных позах. Увиденное изумляет его, поражает, но не пугает.

По пути во дворец молодец замечает недвижимых царя и царицу, он понимает, что без разрешенья переступает порог их дома, поэтому сомневается, что делать дальше. Это характеризует царевича как честного, благочестивого человека. Он все же решается идти далее, но перед этим молится. Герой не ушел из дворца, пока не нашел царевну, обойдя для этого множество покоев.

Вид прекрасной царевны поразил молодца: «Вся душа его кипит, перед ним царевна спит». Он внимательно рассматривает девушку. Именно его глазами читатель впервые может разглядеть красоту царевны. Царевич не знает, как развеять чары, но «чтобы душу насладить», целует красавицу. Поцелуй пробуждает весь дворец. Царевичу не пришлось долго искать способ, чтобы разбудить царство. Но мне кажется, что «удалая детина» не остановился даже если бы пришлось преодолевать опасные препятствия.

Образ царевича из сказки В. Жуковского «Спящая царевна» типичный для русской культуры. На примере этого героя В. Жуковский показывает, что смелость и упорность способны развеять чары. Когда же человеку суждено свершить какой-то подвиг судьба сама укажет ему дорогу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ царя Матвея в сказке Жуковского «Спящая царевна»
  • Образ Царевны в сказке Жуковского «Спящая царевна»
  • Образ колдуньи в сказке Жуковского «Спящая царевна»