Образ Васильева в повести Железнякова «Чучело»


Наверное, в каждом классе есть тихоня, который видит несправедливость, не согласен с нею, но против всех выступить боится. В повести В. Железникова «Чучело» таким героем является Васильев. Знакомя читателя с ним, автор сразу подает краткое описание внешности: «худенький мальчик в очках». Одноклассники считают его чудиком. В какой-то мере из-за того, что мальчик надеется на то, что восторжествует справедливость, когда у других надежды на это уже нет.

Васильев появляется в эпизоде, когда автор рассказывает о том, что ребята собираются к Сомову. Мальчик пытается отказаться от этого похода в гости, но одноклассники ему не разрешают. Лохматый бьет одноклассника, тот падает и теряет очки. Никто из ребят не защищает его, а Валька наступает на очки и Васильева: «Ему было трудно, но никто ему не помогал – его презирали за измену идеалам».

Герой пытается достучаться до окаменевших сердечек одноклассников, кричит им: «Озверели вы!»; «Дикари!... До добра вас это не доведет!» С каждой страницей повести убеждаемся, что Васильев прав. Ему удается удрать от одноклассников, а те лишь смеются, что им достанется больше вкусностей.

Васильев жалеет Ленку Бессольцеву, но иногда под влиянием ребят посмеивается над нею. Например, он поддерживает Вальку и кричит: ««Я тоже так могу! У меня тоже рот до ушей, хоть завязочки пришей». Хотя, как видим, обидные слова не обращены напрямую к Ленке. Мальчик смягчает их, обращая в свой адрес. Когда же Васильев узнает, что Лена будто бы виновата в их злоключениях, начинает вместе с другими травить его. Например, он кричит: «Сжечь ее на костре! Да свершится гражданская казнь!» Потом он кричит о бойкоте.


Позже в душе мальчишки что-то переворачивается. Он выпускает Лену и Димку, защищает Бессольцеву перед одноклассниками: «Но зачем же ее бить?.. Она же девчонка. Мы даже не выслушали ее». Одноклассники не слушают его. Они подкрадываются к Ленке и только Васильев стоит в стороне. Позже он защищает Лену, помогая тёте Клаве. Димка пытается убедить одноклассника в том, что Лена виновата, но Васильев не верит.

Несмотря на то, что Васильев тихоня, он может возмущаться, если чувствует поддержку других. Например, когда Маргарита Ивановна объявляет о том, что на экскурсию ребята не едут, мальчик заявляет: «Директор объявил выговор вам и нам. А теперь вы едете, а мы нет». В этом эпизоде тоже проявляется его жажда справедливости. Он видит, что разозлил классную руководительницу, но продолжает стоять на своем. Когда же окончательно становится понятно, что экскурсии не будет, у Васильева появляется мысль, что деньги следует сохранить, ведь в Москву можно поехать зимой.

Васильев смел и тогда, когда уверен в своей правоте или невиновности. Например, когда Железная Кнопка начинает измерять пульс, чтобы вычислить предателя, он первый подает руку и проходит проверку.

Василий – один из немногих, кто восхищается коллекцией Николая Бессольцева, а не воспринимает её, как чудачество. «У вас как в музее, – говорит. – Жалко, что никто этого не видит». Васильев приходит к Бессольцевым, когда узнает, что Лена уезжает. Он пытается узнать правду. Мальчик стыдит одноклассницу за то, что она испугалась. Васильеву приднадлежит ключевая фраза финальной части произведения В. Железникова «Чучело»: «На каких людей мы руку подняли!».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Валька в повести Железнякова «Чучело»
  • Образ Шмаковой в повести Железнякова «Чучело»
  • Образ Попова в повести Железнякова «Чучело»
  • Образ «Рыжего» в повести Железнякова «Чучело»