Образ Владыки в рассказе Лескова «Человек на часах»


Н.С. Лесков в шестнадцатой главе своего рассказа «Человек на часах» знакомит с образом Владыки. После улаживания сложной ситуации, которая случилась при неожиданной оттепели зимой крещенской поры, в роте Измайловского полка, стоящего в карауле Зимнего дворца, по Петербургу пошли слухи разные и даже совсем непонятные. Кто-то говорил будто бы ко дворцу Петропавловской крепости плыл какой-то неизвестный пловец, и часовой выстрелил по нему и ранил, а офицер, который как раз на то время проезжал мимо, спасает пловца. В результате офицеру дали награду, а солдата наказали. Непонятные слухи дошли и до Владыки, который имел интерес к «светским событиям».

Владыко – епископ, которого автор характеризирует как острожного и проницательного человека. Он держал в руках беленькие четки, которыми шевелил, когда о чем-то размышлял, сохраняя молчание.

Семья подполковника Свиньина была набожной, и Владыко к ним относился с благосклонностью. Зная, что Свиньин принимал участие в тех событиях, о которых молвили в Петербурге, он заговорил с ним о происшествии, когда подполковник принимал благословение. Владыко был проницательным, и ему казался рассказ о выстреле непонятным. Если предположить, что пловец был узником, плывшим из Петропавловской крепости, то зачем наказан часовой, а если он был не узник, то как часовой мог знать об этом? О таких своих размышлениях Владыко и заговорил с подполковником. И Свиньин рассказывает ему правду, все как было на самом деле.


Владыко внимательно слушал и не сводил глаз с подполковника. Он понимает, что в этом деле императору говорили не все, и не полную истину, о чем и сказал Свиньину. Подполковник замешкался и ответил, что докладывал генерал Кокошкин. На что Владыка реагирует молчанием. Потом он сказал, что надо отличать ложь от неполной истины. Перебирая четки, он повторяет, что неполная истина не может быть ложью. Этим он оправдал поступок и Кокошкина, и Свиньина. Подполковник принял это как поощрение, и он рассказывает, его смущает то обстоятельство, что он наказал по сути человека, который проявил сострадание, хотя ему пришлось уйти при этом с караула. А Владыка его оправдывает тем, что Свиньин наказал человека, который нарушил служебный долг, и заслужил наказание, которое на теле простолюдина губительным не бывает, более того, оно не противоречит народным обычаям.

В образе епископа автор показал официозное начало в православии эпохи Николая I. Такие, как он, одобряли неприглядные поступки власть имущих людей.

По всему получилось, что наказан Постников по справедливости. Свиньин еще интересовался, правильно ли, что ему не дали награды за благородный поступок. На что получил ответ, что спасение человека это не заслуга, а долг каждого человека. Если кто-то имеет возможность спасти и не спасает, то такой человек заслуживает наказания, а если человек спасает, то он исполняет свой долг. И, по словам Владыки, солдату за его подвиг узнать унижение и раны полезно. А Свиньину Владыко сказал, что в этом деле хранить осторожность и никому ни о чем не говорить. Подполковник понял, что Владыко был доволен его рассказом.

В образе Владыки угадывается настоящая историческая личность – митрополит Московский Филарет. Его деятельность автор описывал с горькой иронией в нескольких произведениях.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Постникова в рассказе Лескова «Человек на часах»
  • Образ Кокошкина в рассказе Лескова «Человек на часах»
  • Образ Миллера в рассказе Лескова «Человек на часах»
  • Образ Свиньина в рассказе Лескова «Человек на часах»