Образ Ярило в пьесе Островского «Снегурочка»


Ярило – бог солнца в славянской мифологии. Авторскую интерпретацию этого образа находим в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Интересно, что божество является прямым участником действий. О нем лишь рассказывают действующие лица произведения. Ярила А. Островский называет богом Солнца или, просто, Солнцем.

Первый раз о Яриле узнаем со слов Деда Мороза. Он рассказывает, что Ярило мешает ему владычествовать на земле берендеев. Берендеи же помогают богу Солнца тем, что просят у него весеннего тепла. Мороз называет Ярила «богом ленивых берендеев», говорит, что он злой.

Оказывается, что Дед-Мороз и Ярила заклятые враги. Бог-Солнце, в угоду берендеев поклялся губить Мороза, уничтожать его творения: «топит, плавит дворцы мои, киоски, галлереи». Птица-баба рассказала, что Ярило собирается «сгубить Снегурочку». Для этого ему стоит только «заронить ей в сердце» луч огня любви. Мороз описывает своего врага, как жестокую, безжалостную стихию. Снегурочку Солнце «сожжет…, испепелит, растопит». Ярило не страшен тем, у кого душа младенчески чиста, то есть не знала любви, влюбленности.

Весна же относится к Яриле по-другому. Она считает, что баба-птица наговаривает, а в том, что Снегурочка влюбится, не видит ничего страшного. Примечательно, что на земле берендеев есть Ярилина долина. Весна говорит, чтобы дочка приходила туда, когда ей взгрустнется или будет нужда в чем-то.

Во втором действии узнаем, что берендеи царскому приказу и «исконному обычью» собираются весной на гульбища в Ярилин день. Они гуляют всю ночь, а на утренней заре идут «встречать солнце восхожее, кланяться Ярилу светлому, славят его песнями.


Царь берендеев замечает, что Ярило не откликается на их призыв. Народ напрасно «тьмотысячной толпой» взывает Берендей думает, что бог Солнца рассердился. Объясняет он и причину. Ярило зол из-за того, что сердца людей остудились, у молодежи нет страстных взоров, супруги стали равнодушны друг к другу. Души берендеев легко загораются завистью.

Царь Берендей знает, что гнев Ярила можно смягчить лишь любовью. Он говорит, что нужно на рассвете собрать женихов и невест и соединить их брачными узами, как только взойдет Солнце: «Угоднее нет Яриле жертвы!». Этот эпизод показывает, что, на самом деле Ярило не злой, ведь не может быть плохим тот, благодаря которому в душах людей зажигается любовь.

Яриле «приносят в жертву» не только любовь, но и красоту. Когда царь Берендей видит Снегурку, говорит Бермяте: «Ее краса поможет нам, Бермята, Ярилин гнев смягчить». Но для этого Снегурочку нужно «увлечь любовью».

Бога Солнца положительно характеризует Купава, она рассказывает Снегурочке, что «любовь и жизнь – дары Ярила». Эти слова объясняют, почему берендеи так боятся попасть в гнева бога Солнца.

В четвертом действии узнаем и то, что Ярило – бог не только Солнца, но и лета. Он, по словам Весны, начинает жаркое время года. На этот же раз Ярило не спешит сменять гнев на милость. Царь благословляет союз молодых берендеев, но видит, что Солнце не спешит появляться из-за облаков над вершиной горы. Берендей с тяжким сердцем говорит, что это сулит недоброе: холод, засуху, недород и ранние осенние морозы.

Ярило перестает сердится, когда погибают Снегурочка и Мизгирь. Берендей считает, что кара Солнца справедлива, говорит об этом перед всем народом.

В образе Ярила А.Н. Островский воплотил, как традиционные черты, так свои представления.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ царя Берендея в пьесе Островского «Снегурочка»
  • Образ Купавы в пьесе Островского «Снегурочка»
  • Образы Бобыля и Бобылихи в пьесе Островского «Снегурочка»
  • Антитеза в пьесе Островского «Снегурочка»