Образ Зои Берёзкиной в пьесе Маяковского «Клоп»


Комедия Маяковского «Клоп» обличает мещанство, обывательство и приспособленчество. Роль второстепенных персонажей чаще всего сводится к тому, что с их помощью полнее раскрывается образ главного героя.

Зоя Березкина является героиней второго плана, это советская девушка, работница. С главным героем Иваном Присыпкиным ее связывает чувство любви. Когда он был рабочим, членом партии большевиков, боролся за новую власть, они встречались, строили совместные планы. Постепенно стала устанавливаться новая экономическая политика, которая существенно повлияла на жизнь граждан советской республики. Отразились политические процессы и на Присыпкине, и на его отношениях с людьми. Он поменял свое неблагозвучное имя на Пьера Скрипкина, вместе с именем стала меняться и его жизнь.

Зоя случайно узнала о женитьбе возлюбленного на Эльзевире Ренессанс, которая, по словам Скрипкина, изящнее стройнее, изысканнее, чем Березкина. Девушка попыталась поговорить со Скрипкиным, но он пригрозил ей милицией, и она отступилась. Предательство возлюбленного очень ранило Зою, и она попыталась застрелиться. Этот факт ничуть не омрачил свадьбу Присыпкина.

Березкина, так же как и Присыпкин, является представителем победившего класса и также, как он, проходит через все произведение. В начале пьесы мы видим ее неопытной девушкой, в картинах будущего она пожилая ассистента профессора института человеческих воскрешений.


Свадьба Присыпкина закончилась печально, случился пожар, и все, кроме него, сгорели. В 1979 году его нашли в подвале, где он пролежал замороженный пятьдесят лет. Березкина сразу узнала Присыпкина и боится встречи с ним. Героиня признается профессору, что в молодости пыталась совершить самоубийство из-за любви к этому человеку. Признание Березкиной очень удивило профессора, так как он человек будущего и не понимает таких порывов. По его словам, из-за любви можно строить, рожать, но убивать себя нельзя, человек не вправе распоряжаться своей жизнью, она принадлежит коллективу.

Когда Присыпкина все-таки разморозили, Березкина, забыв о прошлых обидах, старается помочь ему освоиться в новом мире, но тот пытается новый мир подстроить под себя. Он не желает расставаться с прежними привычками, пьет, курит, бренчит на гитаре. Зоя же большую часть жизни прожила при новой власти, она человек новой формации. Ей легко было отказаться от стихов, танцев, развлечений, так как и пятьдесят лет назад ее это не интересовало, она могла только работать и в этом находила своё счастье. Ее удивляют слова Присыпкина о том, как замирает сердце, она уже забыла, как это бывает. Бывший возлюбленный, в свою очередь, удивляется, зачем же тогда совершали революцию, работать можно было и до нее.

Для Березкиной, в отличие от Присыпкина, годы не прошли бесследно. Она жила, работала, общалась с людьми и соответственно менялась, он же был законсервирован в погребе и остался прежним. Общение с Присыпкиным приводит Зою к мысли, что она могла умереть из-за «такой мрази». Она не понимает, как могла полюбить такого, да еще и стреляться из-за него.

Образ Березкиной противопоставлен Эльзевире Ренесанс. Для нее важны были отношения, сам человек, а не его социальный статус. Маяковский показывает, как постепенно рвутся связи главного героя с людьми его класса, каким человеком на самом деле он является. Встреча помудревшей Зои и Присыпкина в будущем показывает ей, как она ошибалась в молодости. Она является единственным персонажем в комедии, который показан в развитии.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ивана Присыпкина в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Эльзевиры Ренесанс в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Образ Олега Баяна в пьесе Маяковского «Клоп»
  • Анализ пьесы Маяковского «Клоп»