Образование Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)


Раскрывая образ Ильи Ильича Обломова, И.А. Гончаров обращает внимание на его образование.

В возрасте 13-15 лет Обломов Илья Ильич обучался в пансионе для дворян, который находился в селе Верхлеве. Этим пансионом управлял отец Штольца, с которым Обломов подружился и дружил до самой своей смерти.

В повествовании отмечается, что прочитать книгу для Обломова было связано со «слезами, воплями, капризами». Оказавшись в пансионе, Обломов не изменил прежним привычкам, которые закладывались в нем в результате тихой и ленивой жизни в Обломовке.

Обломов относился к образованию негативно. Обучаясь в пансионе, он был вынужден пять дней в неделю находиться вдалеке от дома, и только на выходных подросток мог приезжать в близкий сердцу дом. В пансионе к нему относились не так благосклонно, как дома, что не могло радовать Обломова. Он стремился попасть домой, где его любили и жалели. Там ему никто не запрещал лениться.

Во многом отношение центрального персонажа к обучению зависит от воспитания. В повествовании отмечается, что родители героя видели только внешнюю выгоду образования, ведь с его помощью можно было получить чины и деньги, совершить карьерный рост. Родители Илюши не осознавали реальной пользы от образования, имея «смутное и отдаленное понятие» о внутренней потребности обучения, считая, что это пустая трата времени. Обломов, наблюдая за своими родителями и беря с них пример, стал относится к образованию точно так же.


Родители Илюши пытались сделать так, чтобы их сын без особых трудностей преодолевал все препятствия на учебном пути, чтобы он учился «слегка, не до изнурения души и тела». Родителям главного героя было важно, чтобы Обломов получил аттестат. Для них корочка стала важнее настоящих знаний, которыми можно было пользоваться в жизни.

Когда родители приняли решение отправить Илюшу к Штольцу-старшему в пансион, они своим поведением показывали Обломову, что дома – хорошо, а на учебе – плохо. Родители Обломова часто придумывали различные отговорки, чтобы их сын не ездил в пансион. Обломов довольно редко посещал Штольца-старшего, потому что родители искали различные причины, по которым Илюша оставался дома.

Видя родительское отношение к обучению, Илья Ильич Обломов не мог искренне полюбить учиться. Обломов считал обучение «наказанием, ниспосланным небом за грехи». Чтобы человек полюбил учиться, у него перед глазами должен быть пример тех людей, которые получают от получения знаний настоящее удовольствие. У Обломова таких примеров не было.

Усугублялось все еще тем, что Штольц-младший «баловал» главного героя, подсказывая на уроках и даже выполняя некоторые домашние задания за него. Илья Ильич привык, что за него все делают другие люди, поэтому не утруждался узнать что-то новое и применять эти знания в реальной жизни.

После обучения у Штольца-старшего главный герой поступил в университет в Москве. У Обломова так и не появилось стремление научиться чему-то новому и обрести новые знания, не появилась любовь к учебе. Он кое-как выполнял задания, даже не интересуясь ими. Илье Ильичу удалось закончить университет и получить аттестат, однако реальных знаний, которые бы помогли в реальной жизни, герою обрести не удалось, чему он нисколько не огорчился.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что общего между Ольгой Ильинской и Обломовым? (по роману Гончарова «Обломов»)
  • Два объяснения в любви Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)
  • Функция 2-х браков (Штольца-Ольги, Обломова-Пшеницыной) в романе Гончарова «Обломов»
  • Противоречия в характере Обломова (по роману Гончарова «Обломов»)