Образы мужиков в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»


В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» особое внимание уделяется образам мужиков.

Завязкой всего произведения является то, что помещик хочет избавиться от мужика. В позиции героя выражается отвращение помещика к крестьянам, он не хочет жить с ними на одной земле. На презрение глупого помещика по отношению к мужикам указывает и то, что когда крестьяне исчезли, помещик радовался чистому, свежему воздуху, в котором не было мужицких запахов.

Несмотря на то что Бог не отреагировал на молитву глупого помещика, тот все же начал совершать конкретные действия для того, чтобы избавиться от мужиков. Автор показывает, что крестьяне с и так тяжелой судьбой стали притесняться глупым помещиком еще больше. Помещик штрафовал мужиков, совершенно не давал им никакой свободы. Дело дошло до того, что крестьянам «некуда носа высунуть: куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше». Из-за глупости помещика крестьянам невозможно было существовать, так как глупый помещик считал, что ему принадлежит «и земля, и вода, и воздух».

М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что абсолютная несвобода крестьян способствовала тому, что они больше не могли жить рядом с помещиком. Мужики взмолились Богу, говоря о том, что они лучше пропадут, чем будут так жить.

Автор сказки демонстрирует, что Бог не стал исполнять просьбу глупого помещика, но исполнил просьбу мужиков. Это говорит о том, что М.Е. Салтыков-Щедрин находится на стороне крестьян; именно им, а не помещику помогает Бог.


Демонстрируя жизнь глупого помещика, писатель подчеркивает, что главный герой жил в комфорте благодаря мужикам. Когда крестьяне исчезли, то глупый помещик постепенно начал дичать. М.Е. Салтыков-Щедрин подчеркивает трудолюбие и хозяйственность мужиков, благодаря которым помещичье имение не приходило в запустение, а глупый помещик имел человеческий вид.

Образ мужика выступает как образ собирательный. Но среди мужиков выделяется образ Сеньки, слуги глупого помещика. Показывая, что помещик часто неосознанно вспоминает Сеньку, М.Е. Салтыков-Щедрин выражает мысль о том, что помещик ничего не может сделать без крестьян, так как он привык, что они делали все за него. Глупый помещик не может ни умыться, ни нормально поесть, ни стряхнуть пыль с зеркала, ни прогнать мышь из дома, ни прогнать медведя со двора без помощи крестьян.

Из разговора глупого помещика с капитаном-исправником видно, что исчезновение мужиков с земель помещика оказало воздействие не только на самого глупого помещика, но и на государство в целом. Теперь казначейство было лишено податей. Крестьяне не занимались трудом, поэтому на базаре не было ни хлеба, ни мяса. М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что исчезновение мужиков сказывается на жизни всего общества, что без мужиков жизнь всех людей меняется полностью.

Капитан-исправник и губернское начальство волнуются по поводу исчезновения крестьян, поэтому способствуют тому, что они возвращаются на помещичьи земли.

М.Е. Салтыкову-Щедрину удалось показать значение крестьянства как класса. Он наглядно продемонстрировал, что исчезновение крестьян негативно сказывается как на конкретном помещике, так и на всем обществе в целом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ глупого помещика в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Образ капитана-исправника в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Образ Сеньки в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Обличение социальных пороков в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»