Образы-символы в балладе Жуковского «Светлана»


Баллада «Светлана» Василия Андреевича Жуковского насыщена русским колоритом и присутствием народных образов-символов. Именно фольклорная и христианская символика помогла поэту создать ту чудесную атмосферу, которая наполняет все произведение в целом.

Ведущий образ – дорога, путь. Он связывает все произведение, это традиционный символ не только путешествия, но и человеческой жизни. Образ пути неразрывно следует за повествованием: жених Светланы отправляется в дальнюю поездку, а она сама отбывает в зазеркальный мир, после чего герои благополучно возвращаются.

На более тонком уровне образ пути показан как путь души главной героини. Если вначале она следует праведной божией стезей, то, поддавшись искушению, героиня с нее сворачивает и попадает в искаженный мир зазеркалья. Далее, переосмыслив свою ошибку, Светлана отходит от смуты, приходит к переосмыслению жизни и возвращается к исходной точке. Она приобретает духовный опыт.

Светлица, сани – образы Руси. Они передают патриархальный мир, где жизнь течет своим традиционным укладом, неразрывно связанным с осознанием Бога и его строгих заповедей.

Крещение в исконно русском понимании означает предвкушение чуда, таинство. Девушка подспудно ощущает тихую радость, веру в лучшее. Она надеется на счастье и милость Бога.


В балладе присутствуют образы птиц: ворона, голубя и петуха. Традиционно на Руси черный ворон интерпретировался как предвестник беды, гибели. Ворон несет смерть, намек дьявольской поживы. Так поэт показывает, что героиня чуть было не совершила роковую ошибку. Читатель догадывается, что если бы девушка не обратила свои мысли вовремя к Богу, все могло бы закончиться самым трагическим образом.

Белоснежный голубь символизирует Ангела, который вовремя подоспел к Светлане на помощь. Он действует в противовес ворону, отвлекает беду, помогает выбраться из нечистых пут и благополучно вернуться. Также голубь символизирует чистую душу героини, ее нежность и открытость.

Петух также издревле считался образом, помогающим изгнать нечистую силу. Именно с первым криком петуха наваждение рассеивается, и героиня возвращается в чистый и светлый мир реальности.

Образ метели интерпретируется как смута, могильный холод, дыхание смерти. Уже по тому, как все завертелось в снежной круговерти, читатель понимает, что это не к добру. Героиню ожидают сложные испытания, происходит борьба добра и зла. Именно образ заснеженной дороги приводит героиню к странной избушке, символизирующей границу между миром мёртвых и живых.

Свет олицетворяет защиту Бога, его милосердие. Этот образ проходит через все произведение и символизирует благословение Господа. Также свет можно интерпретировать как искру веры в душе Светланы, этот огонек не погас даже в момент самых сложных испытаний. Именно свет помог героине выбраться и не погибнуть. Поэт неслучайно, заканчивая повествование, рисует картину ослепительного зимнего утра. В этом – торжество добродетели, божией благодати и победы добра над злом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Светланы в балладе Жуковского «Светлана»
  • Почему Жуковский начинает балладу «Светлана» с описания крещенского гадания?
  • Реальное и фантастическое в балладе Жуковского «Светлана»
  • Тема веры и верности в балладе Жуковского «Светлана»