Образы-символы в пьесе Чехова «Три сестры»


Пьеса А.П. Чехова «Три сестры» отличается богатой символикой. Понимание значения образов-символов произведения обеспечивает его более глубокое прочтениее. Интересно, что символы автор воплощает на разных уровнях пьесы.

Действие пьесы происходит в доме Прозоровых. Интерьер уютный, семейная атмосфера приятная. Дом Прозоровых становится символом домашнего очага, женского начала. В доме в основном хозяйничают женщины. Основное поле деятельности мужских образов вне дома. Например, Кулыгин – учитель гимназии, Соленый, Вершиин, Родэ, Федотик – служивые, а Андрей Прозоров – член земской управы. Дома мужчины отдыхают, восстанавливают силы.

Дому Прозоровых противопоставляется жилище Вершинина, в котором хозяйничает полоумная супруга. Вершинин не чувствует себя счастливым и одна из причин – отсутствие уютного дома, где ждет любящая жена.

Неоднократно в пьесе А.П. Чехова «Три сестры» появляется образ Москвы. Московская жизнь – мечта сестер Прозоровых. Таким образом, большой город символизирует новые возможности, обновление жизни, постоянное движение. Москва противопоставляется провинции. Возникает оппозиция «движение – застой». Это противопоставление подтверждает образ Ферапонта. Старик считает, что в Москве постоянно случаются какие-то происшествия. У них в глуши такого практически не бывает.


Как символические образы можно рассматривать и некоторые действующие лица. Например, Чебутыкин – символ одиночества и разочарования в жизни, Родэ и Федотик – символ беззаботной молодости, Наташа – прагматизма и расчетливости.

Те или иные вещи в тексте не появляются зря. В них тоже можно узнать символическое значение. Например, самовар, который вносят в первом действии – символ домашнего очага, уюта, достатка. Часы матери Прозоровых, которые разбивает Чебутыкин, символизируют связь с прошлым. Так, драматург намекает на то, что прошлое осталось далеко позади. Фотографии, которые делает Федотик – символ настоящего, памяти. Молодой человек будто пытается навсегда запечатлить веселые мгновения молодости.

Символика чисел издавна использовалась в литературе не исключение и пьеса «Три сестры». Число три фигурирует уже в заглавии. Оно сакральное. В первую очередь, три ассоциируется с Божественным Триединством. Кроме того, три символизирует основополагающие элементы бытия: начало, середину и конец. В пьесе число три также связано с образом Соленого. Штабс-капитан трижды был на дуэли. Все три раза побеждал.

Также привлекает внимание число тринадцать. На именины у Ирины собирается тринадцать гостей. Это аллюзия на Тайную вечерю – двенадцать апостолов и Христа. Этот эпизод как бы предупреждает о несчастьях. Действительно, вскоре они случаются: Андрей проигрывает в карты дом, Чебутыкин начинает пить, а Соленый убивает Тузенбаха.

В пьесе А.П. Чехова «Три сестры» представлены различные образы-символы. Они помогают драматургу реализовать идею, раскрыть ключевые проблемы произведения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ферапонта в пьесе Чехова «Три сестры»
  • Сравнительная характеристика Ольги, Маши и Ирины (по пьесе Чехова «Три сестры»)
  • Анализ пьесы Чехова «Три сестры»
  • История создания пьесы Чехова «Три сестры»