Образы-символы в повести Чехова «Палата № 6»


В повести А.П. Чехова «Палата № 6» можно наблюдать различные образы-символы.

Главным образом-символом является палата №6, в которой находятся душевнобольные. Палата №6 – замкнутое пространство, которое ограничивает человека и его свободы. Время здесь идет очень медленно, оно почти останавливается, делая существование в палате для сумасшедших бесконечным.

Палата №6 становится символом России и даже больше – символом всего мира, в котором царствует общественная несправедливость. В произведении речь идет не столько о конкретной больнице в конкретном городе, сколько об обществе с целом.

Палата №6 сравнивается с тюрьмой, что также является весьма символичным. На окнах находятся железные решетки, в самой палате стоят кровати, которые привинчены к полу, больницу окружает серый забор с гвоздями. Флигель окружен репейником и крапивой, то есть колючими растениями. Все эти детали вновь и вновь подчеркивают схожесть больницы с тюрьмой. Сравнение места пребывания сумасшедших с тюрьмой неслучайно, автор демонстрирует, что пациенты несвободны. Пациент Громов действительно ощущает себя, словно в тюрьме; он тяготится внешней несвободой. Громов олицетворяет всех тех, кто выступает против бессмысленного и пустого существования горожан-обывателей.


Единственный человек, которого видят душевнобольные каждый день, – сторож Никита. Он привык вести себя жестоко и грубо по отношению к пациентам, словно перед ним не больные, а заключенные. Никита представлен как тюремный сторож, проявляющий физическое насилие по отношению к пациентам. Образ сторожа Никиты становится символичным, ведь его отношение к находящимся в палате №6 символизирует отношение всего персонала больницы по отношению к душевнобольным. В больнице царствует равнодушие к пациентам и даже жестокость. Отношение к пациентам больницы не лучше отношения к заключенным.

Такие персонажи, как врач Хоботов, фельдшер Сергей Сергеич, сторож Никита и почтмейстер Михаил Аверьяныч становятся олицетворением обывательской среды. К ним добавляется доктор Рагин до общения с Громовым. Автор показывает пошлое общество, в котором люди живут в соответствии с ложными ценностями. Здесь нет места любви, семье, дружбе и искренности, люди думают лишь о собственном положении в обществе и о материальном благополучии.

Переход Андрея Ефимовича Рагина от обывательского существования к истине символизирует перерождение человека. А то, что Рагина, отказавшегося от бессмысленного обывательского существования, поместили в палату для сумасшедших становится символом ограничения мыслящих людей, стремящихся к общественной справедливости.

Демонстрируя деление героев повести на пациентов палаты №6 и горожан, А.П. Чехов показывает, что одни люди вынуждены страдать от общественной несправедливости в то время, как другие эту несправедливость совершают. Переход Рагина из одной категории в другую становится символом того, что ни один человек не защищен от общественной несправедливости.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Никиты в повести Чехова «Палата № 6»
  • Образ Сеена Лазарича в повести Чехова «Палата № 6»
  • Образ Моисейки в повести Чехова «Палата № 6»
  • Образ Дарьюшки в повести Чехова «Палата № 6»