Образы-символы в рассказе Платонова «Усомнившийся Макар»


В рассказе «Усомнившийся Макар» А. Платонов использовал образы-символы. Они позволили автору «зашифровать» дополнительную информацию, подчеркнуть идеи, лучше раскрыть качества героев произведения.

Первое, что бросается в глаза – символика имен. Имя Макар заимствованно с греческого языка и переводится как «блаженный, счастливый». Герой попадает в передряги, но не теряет надежды найти себя, быть полезным людям, что и делает его счастливым. Можно предположить, что фамилия Ганушкина – производное слово от лексемы «гонять». Мужчине пришлось много странствовать.

Когда мы слышим слово «лев», возникает ассоциация «царь зверей». Герой рассказа Лев Чумовой считает себя очень умным человеком, поэтому руководит движением трудовых масс, позже занимает руководящие должности в Москве. Фамилия Чумового восходит к слову «чума» и указывает на безумный, властный, жестокий нрав мужчины.

Имя Петр также греческого происхождения, переводится как «камень, скала». Рябой пролетарий Петр, действительно, тверд в своих решениях, упрямо движется в направлении, которое кажется ему правильным. Но в произведении значение имени не так важно. Скорее всего, автор назвал героя так для обобщения. Также Петром звали одного из апостолов. Герой тоже, подобно апостолу, пытается научить народ, помочь ему двигаться вперед.

Символическое значение имеет дальняя дорога, которую пришлось преодолеть Макару. Ее можно толковать как человеческую жизнь, судьбу, попытку найти себя в этом мире. По пути в Москву мужик видит изменения, которые прошли за девять лет, преодолевает препятствия.


Столица – символ хаоса, вечного движения. Макар «удивлялся силе города, бегущей в автобусах, трамваях и на живых ногах толпы». Это центр развития коммунистических идей. Жизнь города отображает изменения, которые являются результатом воплощения этих идей. Теперь народ делится на начальников и пролетариат. Начальники принимают решения, меры, а простой народ бездумно трудится.

Пролетариат – символ безликой народной массы, где все равные. Кроме таких «дураков», как Макар и Петр, никто из пролетариев не пытается проявить себе. Они покорно движутся туда, куда указывает рука коммунистической партии.

Стройка вечного дома символизирует возведение великого государства. Здесь царит такой же хаос. Вся черная работа выполняется трудовыми массами, а начальники лишь дают распоряжения и выслушивают пролитариев-дурачков. Примечательно, что никто не знает, для кого строится вечный дом.

Изобретения Макара Ганушкина можно толковать, как пустые мечты обычных людей. Для их воплощения нужна помощь вышестоящих, но добиться ее невозможно. Для чиновников такие изобретения – глупость, лепет необразованных людей.

Душевнобольные в больнице, куда попали Макар и Петр символизируют одураченный советскими властями народ. Люди, которые находятся здесь верят в справедливость идей Ленина, в то, что можно построить социализм. Крах надежд трудового народа символизирует РКИ.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Макара Ганушкина в рассказе Платонова «Усомнившийся Макар»
  • Образ Льва Чумового в рассказе Платонова «Усомнившийся Макар»
  • Образ Петра Рябого в рассказе Платонова «Усомнившийся Макар»
  • Композиция рассказа Платонова «Усомнившийся Макар»