Образы солдат в повести Куприна «Поединок»


В повести А.И. Куприна «Поединок», в которой отразилась армейская система, рисуются как образы офицеров, так и образы солдат.

Однако стоит отметить, что ярких персонажей среди солдатской среды не так много. Это связано с тем, что командиры часто не воспринимали солдат как индивидуальностей, личностей. Для офицеров солдаты – масса, которой нужно управлять. Например, Осадчий считал, что знать о жизнях солдат необязательно, так как солдат слишком много. Для большинства командиров солдаты – это те люди, которые должны беспрекословно подчиняться и выполнять то, что им было приказано. Для офицеров солдаты были настоящим стадом животных. Отношения между офицерами и солдатами в купринской повести показаны так, будто в центре повествования лежат отношения между помещиками и крестьянами, между властителями и рабами.

В повести демонстрируется то, как начальники относятся к солдатам. Они привыкли к постоянной ругани. Применение физической силы по отношению к солдатам – обыденное явление. А.И. Куприн подчеркивает покорность солдат. Они терпят все несправедливости и тяготы военной службы, не позволяя себе пойти против сложившейся системы.

А.И. Куприн в «Поединке» разными приемами выражает свое отношение: каждый солдат в первую очередь является человеком, у которого есть своя жизнь со всеми ее счастливыми и несчастными моментами.


Эту истину понимают немногие персонажи купринской повести. Центральный персонаж Ромашов уверен в том, что солдат нельзя бить, нельзя издеваться над ними. Он считает бесчестным, когда офицер позволяет себе поднимать руку на человека, который не может себе позволить ответить или просто защититься от нападений.

Не позволяет себе ругаться и бить солдат офицер Стельковский. В повествовании подчеркивается, что солдаты его роты были счастливее солдат других рот. Связано это с тем, что Стельковский обращал внимание на своих солдат, лишний раз не утруждал их, давал время на отдых и сон.

Сравнивая то, как служат солдаты роты Стельковского, и то, как служат остальные солдаты, читатель приходит к выводу о том, что солдаты выполняют приказы лучше в том случае, когда начальник относится к ним по-человечески, не ущемляет их права, не унижает честь и достоинство. Когда офицеры используют насильственные методы, солдаты из-за страха совершают множество ошибок. Поднимается и проблема самоубийств: от постоянного гнета и унижений каждый год кто-то из солдатской среды совершает самоубийство.

Среди солдатской среды в повести «Поединок» выделяется образ Хлебникова. Это солдат, который служит в полуроте Ромашова. Он является всеобщим посмешищем. Над Хлебниковым всегда смеются, он не вызывает уважения ни среди офицеров, ни среди солдат. В связи с проблемами по здоровью Хлебников не может хорошо выполнять многие приказы. А. И. Куприн показывает, что окружающим все равно на проблемы Хлебникова. Понять героя пытается лишь Ромашов. И именно центральный персонаж своим пониманием и своей поддержкой остановил Хлебникова от совершения самоубийства. Раскрывая образ Хлебникова, А.И. Куприн пытается сказать, что такой образ не единичен, что таких солдат, как Хлебников, намного больше, чем кажется, просто из-за безразличия к жизням солдат они остаются незамеченными.

Таким образом, А.И. Куприн изображает солдат как массу людей, которая сравнивается офицерами со стадом. Писатель демонстрирует бесправность солдат и их покорность.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Стельковского в повести Куприна «Поединок»
  • Образ Рафальского в повести Куприна «Поединок»
  • Образ России в повести Куприна «Поединок»
  • «Смелое и буйное» в повести Куприна «Поединок»