Опровергает или подтверждает вторая часть повести Гоголя «Портрет» мысль о всевластии зла?


Повесть Н.В. Гоголь «Портрет» композиционно делится на две части. Первая часть, в которой рассказывается о жизни художника Чарткова, является конкретным примером воздействия портрета ростовщика на людей. Во второй части рассказывается о личности ростовщика, обладающего «дьявольской силой», о влиянии портрета на его создателя и на других людей, о личности создателя портрета и о выполнении его просьбы художником Б. Если можно с уверенностью говорить о том, что первая часть подтверждает мысль о всевластии зла, то сказать о том, вторая часть опровергает или подтверждает мысль о всевластии зла, нельзя однозначно.

Во второй части показано негативное воздействие ростовщика на людей, которые взяли у него деньги. Это и молодой аристократ, который из покровителя уму и таланту превратился в преследователя ума и таланта, и благороднейший князь Р., который из любящего мужа превратился в ревнивого тирана и мучителя, и представители простого народа. Показано также и негативное воздействие портрета ростовщика на его обладателей. Это и сам художник, создавший портрет, и его приятель, и племянник этого приятеля, и собиратель картин. Все это заставляет задуматься о всевластии зла, ведь ростовщик продолжил свою дьявольскую деятельность даже после смерти.


На мысль о всевластии зла наталкивает и финал всей повести. Во время рассказа художника Б. портрет крадут. Художнику Б. не удается выполнить просьбу отца, уничтожив зловещий портрет. Человек, укравший портрет, осознанно совершает зло. Портрет ростовщика продолжит свои темные дела, меняя характер и образ жизни людей. Важно отметить, что в первой редакции в финале образ ростовщика испаряется с полотна, оставив его чистым. То, что Н.В. Гоголь меняет финал, показывая, что портрет ростовщика не исчез, а значит, он продолжит творить зло, подчеркивает мысль о власти зла.

Однако во второй части повести особое место занимает история жизни художника, нарисовавшего портрет ростовщика. Герой смог вырваться из оков зла и очистить свою душу от греха. Этим отец художника Б. отличается от Чарткова, положение которого можно сравнить с положением, в котором в свое время оказался отец художника Б. Честному и справедливому художнику даже после того, как он изменился под влиянием портрета ростовщика, все же удалось сохранить в себе душевную чистоту. Герой побеждает зло в собственной душе. Это заставляет задуматься над тем, что в мире есть люди, которые готовы бороться со злом, хоть их не так много.

Н.В. Гоголь показывает, что большинство людей подвержены влиянию зла, однако есть те люди, которые выбирают сторону добра. Если бы зло было всевластно, то оно бы поработило и создателя портрета ростовщика, но этого не произошло. Зло не всевластно, именно поэтому Н.В. Гоголь, с помощью финала показывая, что зло все еще на свободе, призывал сохранять душевную чистоту, ведь если бы автор подтверждал мысль о всевластии зла, то он бы понимал, что пытаться сохранять душевную чистоту бесполезно. Несомненно, зло имеет власть, но оно не всевластно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Слово Гоголя в повести «Портрет»
  • Чартков - герой или антигерой? (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Антитеза как литературный прием в создании образа Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)
  • В чем трагедия Чарткова? (по повести Гоголя «Портрет»)