Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»


Роман «История одного города» известного автора Салтыкова-Щедрина произвел неоднозначное впечатление на современников. Главным образом из-за его остросоциальной проблематики. Талантливый сатирик в произведении отобразил реальные устои того общества. И это многим не очень понравилось. Возможно, потому что они узнавали себя в образах нашумевшего романа.

Проблематика произведения философско-историческая. В центре изображения – вымышленный автором городок с красноречивым названием Глупов. И как следствие – все происходящее здесь до крайней степени глупо. Особый интерес вызывают образы городских начальников – они жадные, жестокие и ограниченные. В каждом есть странная особенность, которая символизирует какую-нибудь сторону самодержавной власти, которую так осуждает автор.

Новаторским было то, что сатирик никого не щадил в произведении – ни власть, ни терпеливых услужливых граждан. Обычно писатели осуждали вышестоящих людей и жалели простой народ. Салтыков-Щедрин увидел проблему не только в самодержавной власти, но и в той части народа, которая терпит насилие. Такая позиция автора видна уже в начале романа, где рассказывается, как глуповцы сами выбирали себе градоначальника, и не обычного, а самого глупого. Интересно и то, как они терпеливо принимают все причуды градоначальников, надеясь на лучшее. Они встречают начальников с «бубнами и тазами». А те «в награду» их разоряют.


Большинство персонажей имеет реальных прототипов. В основном, это исторические личности – цари и их фавориты. Сатира на них была слишком явной, несмотря на гротеск и фантастические элементы. Глуповцы тоже имеют общий прототип – терпеливых, услужливых людей.

Главная проблема, которая поднимается в романе – это произвол самодержавной власти и подчинение простого народа.

Чтобы воплотить эту проблематику в романе, сатирик вынужден был прикрываться исторической формой, гротеском и фантастическими элементами. Только так он мог избегнуть наказания за разоблачение самодержавия.

В произведении «История одного города» мы можем наблюдать некую динамику народного восприятия самодержавия. Поначалу глуповцы терпят любое насилие, но постепенно начинают осознавать нелепость происходящего. Так, последний градоначальник Угрюм-Бурчеев был настолько ярким воплощением самодержавного цинизма, что народ не выдержал. Градоначальник исчезает в результате неведомой стихии. Олицетворением такой стихии, скорее всего, был восставший народ. Исходя из этого, мы понимаем, что автор не смеялся над простым народом, а пытался показать, что терпение – не всегда верный выход. Он верил, что те, вопросы, которые он подымает в романе, заставят людей задуматься и что-то изменить в существующем общественном строе.

Проблема народа и власти – далеко не новая в литературе, но Салтыков-Щедрин рассмотрел ее под своим уникальным ракурсом. Он не идеализировал не одну из сторон, а пытался понять их настоящую взаимосвязь. Писатель верил в то, что народ осознает свою значимость.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Приемы сатирического изображения в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
  • Анализ главы «Фантастический путешественник» (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)