Основной конфликт трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»


Основной конфликт трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» базируется на понятии скупости.

Внешний конфликт в произведении довольно прост: между Альбером и его скупым отцом наблюдаются сложные и противоречивые отношения. Альбер больше не хочет мириться с тем, что отец держит его в полной бедности. Но скупой барон не хочет делиться своими богатствами даже с сыном, поэтому идет на преступление: он клевещет на своего сына. Это слышит сам Альбер и называет отца лжецом. Барон бросает сыну перчатку, а Альбер принимает приглашение на поединок. Если бы не вмешательство герцога, то либо отец убил бы сына, либо сын убил бы отца. Противоречия между скупым отцом и скупым сыном настолько велики, что конфликт может исчезнуть только со смертью одной из сторон.

Но за внешним конфликтом скрывается и другой: Альбер и барон – рыцари. Только рыцарство отец и сын понимают по-разному. Для барона – это власть и свобода. Для Альбера – разгульная и парадная жизнь. И обоим для осуществления своих планов нужны деньги. И отец, и сын забыли, что рыцарство базируется на таких понятиях, как честь и достоинство, но никак не на скупости. Барон и Альбер стремятся к обретению богатств. Для Альбера важно накопить и тут же потратить, для барона важно накопить столько денег, чтобы почувствовать свою власть. Деньги становятся для обоих персонажей смыслом жизни.


Еще одной особенностью конфликта является то, что противоборствующие стороны являются представителями разных поколений. Альбер – двадцатилетний юноша, барон – друг деда герцога. То есть между Альбером и его отцом находится два поколения. За внешним конфликтом конкретного семейства, включающего отца и сына, стоит конфликт более серьезный и более обобщенный: конфликт между «отцами и детьми». Старшее и младшее поколения по-разному воспринимают деньги, по-разному относятся к рыцарству. Для Альбера как современного рыцаря важно показать свою расточительность, что не позволяет ему сделать родной отец, жалеющий каждую монетку.

Важно еще отметить внутренний конфликт на фоне внешнего. Для барона и для Альбера разные причины накопления богатств, и они тяготятся разными проблемами по-разному. Для отца внутренний конфликт свой: он пытается оправдать свои действия стремлением к власти; для сына внутренний конфликт свой: он стыдится своей бедности перед представителями высшего света.

Основной конфликт зарождается еще в первой сцене, и к финалу произведения он углубляется и расширяется. Сцена в доме герцога показывает, на что готов человек, главным качеством которого является скупость. Отец и сын готовы убить друг друга ради денег. Герцог останавливает персонажей и просит Альбера уйти. Оставшись наедине с бароном, герцог стыдит друга деда, и тому становится плохо, что влечет за собой смерть барона. Но разрешается ли конфликт после гибели барона? На этот вопрос не дается ответа в самом произведении. Но открытый финал «Скупого рыцаря» указывает на то, что внутренний конфликт Альбера только начинает показывать себя в полном объеме.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Губительная сила денег в трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»
  • В чем современность трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»?
  • Отзыв о трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»
  • «Миром правят деньги» (по трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»)