Основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины


Внутренний конфликт Катерины, главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза», проходит в несколько этапов.

Сначала внутренний конфликт тесно связан с внешним конфликтом. Катерина, уставшая находиться под постоянным гнетом Кабанихи, чувствующая себя в полном одиночестве, постепенно осознает, что она не свободна. Катерина сравнивает свою жизнь в доме Кабановых с прежней жизнью, где она чувствовала себя, словно «птичка на воле». Катерина, всю жизнь мечтавшая об истинной любви, выходит замуж не по любви. Она пытается полюбить своего мужа и быть верной супругой, однако не может отказаться и от своего желания любить и быть любимой. Получается, что Катерина оказывается перед выбором: супружеский долг к нелюбимому мужу или искренняя любовь к другому человеку. Сначала Катерина пытается даже не думать об измене мужу, однако она понимает, что если откажется от желания любви, то подчинится той среде, которую она ненавидит. Катерина не хочет совершать грех, но она осознает, что если откажется от любви, то станет полностью несвободной. Для стремящейся к свободе девушки такой выбор оказался слишком тяжелым.

В сцене с ключом А.Н. Островский показывает внутренние противоречия Катерины. С одной стороны, она хочет увидеть Бориса, в которого влюбилась, с другой стороны, понимает, что совершать такой поступок для замужней женщины – грех. Катерина хочет выбросить ключ, который ей дала Варвара, чтобы не видеться с Борисом, однако в итоге она приходит к следующему решению: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..».


Увидев возлюбленного, героиня все еще терзает саму себя. Она говорит ему, что он «погубитель», который «загубил» ее жизнь. Однако со словами «Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!» Катерина «кидается к нему на шею». То есть Катерина делает выбор в сторону любви.

Автор не описывает внутренних терзаний, которые испытывает Катерина на протяжении тех 10 дней, которые она провела с Борисом в тайне от всех. А.Н. Островский демонстрирует результат этих терзаний. Когда приезжает Тихон, Катерина становится сама не своя. Во всех внешних обстоятельствах она видит предзнаменования. Катерина понимает, что совершила грех, ей кажется, что это видят все остальные, ей совестно от того, что она обманывает мужа и всех окружающих. Поэтому Катерина признается Тихону и всему семейству Кабановых в том, что между нею и Борисом завязалась любовь.

После признания Катерина понимает, что не может больше находиться в доме Кабановых. И не столько от того, что она совершила подлый поступок, а от того, что ей ненавистна вся обстановка, те жизненные принципы, которыми живет Кабаниха, будучи главой семьи. Катерина осознает, что не может вернуться. Она ищет выход, и просит Бориса уехать вместе с ним, однако он не соглашается.

Катерина долго мечется, думая о том, как же ей быть. Мечется и терзает себя героиня до тех пор, пока не задумывается о самоубийстве как единственном способе прекратить те мучения, с которыми ей пришлось столкнуться. Главная героиня не видит себя в «темном царстве», она не имеет желания мириться с ним, поэтому бросается в реку.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Семейный и социальный конфликт в пьесе Островского «Гроза»
  • В чём заключается символика названия пьесы Островского «Гроза»?
  • Цитатная характеристика Катерины (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Цитатная характеристика Кабанихи (по пьесе Островского «Гроза»)