Особенности композиции рассказа Чехова «Студент»


Написанный А.П. Чеховым рассказ «Студент» имеет интересную композицию, в которой выделяется несколько отличительных черт.

С первого взгляда сюжет всего рассказа расположен в хронологической последовательности: после тяги студент Иван Великопольский, держа путь домой, останавливается погреться у костра и поговорить с Василисой и Лукерьей, он повествует им евангельскую историю и вновь отправляется в путь до дома.

Однако полностью линейной композицию «Студента» назвать нельзя. Важное место в повествовании занимает рассказанная Иваном Великопольским история о петровском отречении от Иисуса. Встреча Ивана Великопольского с вдовами и повествование им истории становится центральным, кульминационным эпизодом. С одной стороны, рассказанная центральным персонажем история выступает как отдельный компонент, с другой стороны, она помогает понять основные идеи произведения. Главный герой рассказывает евангельскую историю не просто так; студент, отошедший от Бога, сравнивает себя с Петром, который бессознательно отрекся от Иисуса. Рассказ, а также реакция Василисы и Лукерьи на него связывают прошлое, выраженное в повествовании евангельской историей о Петре, и настоящее, выраженное в повествовании историей из жизни Ивана Великопольского. Евангельская история о Петре может существовать отдельно, но история преображения Ивана Великопольского не может существовать без евангельской истории, в рассказе одна сюжетная линия тесно связана со второй.


А.П. Чехов использует прием антитезы, чтобы продемонстрировать преображения центрального персонажа. В начале он представлен как студент духовной академии, который, однако, в страстную пятницу отправился охотиться на птиц, что запрещалось по религиозным соображениям. Находясь у костра и рассказывая историю о Петре, центральный персонаж сравнивает себя с Петром и осознает свою греховность. Встреча с вдовами является толчком к изменениям героя; это промежуточное состояние студента, переходящего от одного мировоззрения к другому.

А.П. Чехов, используя прием антитезы, показывает внутренние преображения студента. Если в начале повествования показано, что Иван Великопольский ищет причины своего несчастья во внешних обстоятельствах, то в финале произведения продемонстрировано, что он задумывается о счастье и истинном смысле жизни. Если в начале произведения говорится о том, что студент не хочет возвращаться домой (мотив блудного сына), то в финале показано, как Иван Великопольский переправляется через реку и поднимается в гору (мотив духовного восхождения).

Особенностью является также то, что А.П. Чехов использует кольцевую композицию. Рассказ начинается с пейзажного описания. Природа играет важную роль в произведении, так как она, во-первых, способствует размышлениям главного героя, во-вторых, является неким наказанием Ивану Великопольскому, который отправился на охоту в страстную пятницу. «Студент» начинается и заканчивается описанием холодной, мрачной погоды. А.П. Чехов показывает, что погода на протяжении всего повествования не меняется, меняется лишь мировоззрение Ивана Великопольского. Внешние обстоятельства, которые до этого обвинял студент, остаются прежними, однако отношение к жизни у Ивана Великопольского изменилось, он внутренне преобразился. Если раньше студент был недоволен плохой погодой, то, преобразившись, он не замечает в такой погоде ничего плохого.

На протяжении повествования Иван Великопольский совершает путь. За пределами повествования главный герой уходит из дома на охоту, то есть отходит от Бога. На протяжении повествования Иван Великопольский идет к собственному дому, что символизирует духовное возрождение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чём символическое значение двух вдов? (по рассказу Чехова «Студент»)
  • Преображение главного героя рассказа Чехова «Студент»
  • О чем хотел поведать миру Чехов, написав рассказ «Студент»?
  • Отзыв о рассказе Чехова «Студент»