Особенности лермонтовской демонологии в поэме «Демон»


К теме демонизма и к образу демона обращались в своих художественных произведениях многие отечественные и зарубежные писатели, поэты и драматурги. Некоторые литературоведы и исследователи творчества М.Ю. Лермонтова обращают внимание на то, что автор поэмы «Демон» вдохновлялся стихотворениями «Демон» и «Ангел» А.С. Пушкина, поэмой «Потерянный рай» Д. Мильтона, трагедией «Фауст» И.В. Гете, пьесой «Каин» Д.Г. Байрона и др. Возникает вопрос: в чем же заключаются особенности лермонтовской демонологии?

В основу поэмы «Демон» легла библейская легенда о падшем ангеле, восставшем против Бога. М.Ю. Лермонтов по-своему переработал библейский миф.

Центральный персонаж поэмы не является антигероем. Кроме отрицательных черт характера, Демон владеет и положительными чертами характера. Главный герой – бывший ангел, следовательно, в нем есть как ангельское, так и дьявольское начало. Демон совершает зло, однако делает это без наслаждения. Демон думает о том, чтобы вернуться в рай и вновь совершать добро, однако гордыня, постоянные сомнения и желание противостоять Богу не позволяют ему получить прощение от Бога и вернуться в рай. Демон любит Тамару и думает, что его любовь к ней поможет ему вернуться в прежней жизни, где была гармония с мирозданием и самим собой, однако любовь Демона по отношению к Тамаре эгоистична и требовательна. Автор показывает, что Демон обладает способностью к стремлению возродиться, однако он сам отказывается от возможности возродиться. Все вышеперечисленные факты подтверждают мысль о том, что образ Демона противоречив, двойственен, в нем борется два начала: ангельское и дьявольское. Стоит отметить, что образ Демона в лермонтовской поэме отличается от Сатаны или Люцифера, в нем также есть человеческое начало.


Демонстрируя неоднозначность образа Демона, сеющего зло, М.Ю. Лермонтов выражает мысль о том, что категории добра и зла относительны, что в одном и том же существе они могут сосуществовать и вступать друг с другом в конфликт. В поэме выражается мысль о том, что категории добра и зла тесно взаимосвязаны между собой, не имея возможности существовать по отдельности.

М.Ю. Лермонтов, главным конфликтом поэмы делая внутренний конфликт, при котором ангельское и дьявольское начала Демона борются друг с другом, выражает мысль о том, что в каждом человеке есть добро и зло, есть ангел и демон. Сомнения и противоречия заложены в человека.

М.Ю. Лермонтов все же показывает, что в борьбе добра и зла внутри Демона побеждает зло, поскольку Демон не может отказаться от своего бунта против Бога, от гордыни и эгоистичного видения любви. Если Тамара заслуживает от Бога прощения благодаря раскаянию в совершенном грехе и попадает в рай, то для Демона рай так и остается закрытым. Автор демонстрирует, что горделивый бунтарь, противостоящий самому Богу, обречен на вечные мучения и одиночество. После смерти Тамары Демон, как и прежде, продолжает нести свое наказание, которое дали ему за бунт против Бога.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания поэмы Лермонтова «Демон»
  • Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова?
  • Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай? (по поэме Лермонтова «Демон»)
  • Может ли Демон обрести гармонию? (по поэме Лермонтова «Демон»)