Особенности поэтического стиля Маяковского в поэме «Облако в штанах»


Поэт-новатор…Поэт-бунтарь…. Владимир Владимирович Маяковский. Его творчество никого не оставляет равнодушным, поэтический же язык произведений заставляет восхищаться, сколько же всего намешано в рамках одного текста. Посмотрим на особенности стиля в самой известной поэме автора «Облако в штанах».

Маяковского не зря именуют новатором, ворвавшимся в мир литературы и поставившим все с ног на голову. В поэме «Облако в штанах» поэт создает особый, свой собственный язык, делает переворот в метрическом размере стиха, наполняет словесную ткань неологизмами. Новых слов очень много в творчестве Маяковского, да это и вполне оправданно: старый словарь не мог удовлетворить всем потребностям нового времени, он к тому же не соответствовал бунтарскому духу. Поэт изобретал окказионалисты суффиксальным способом, придавая словам увеличительное («божище») или уменьшительное значение («божик»), сопоставляя их таким образом. Еще одним излюбленным способом стало безаффиксное образование новых слов. В подтверждение этих слов можно привести следующие примеры: «морщь», «гуд».

В поэме, помимо всего названного, встречается также сниженная, вульгарная лексика и жаргон. И это тоже вполне объяснимо, ведь Маяковский дает улице язык, которая прежде была без него и буквально корчилась, не имея возможности говорить, теперь же она начинает это делать. Поэт добавляет в текст читаемые приметы современной действительности: «Облако в штанах» пестрит рекламными объявлениями: кража знаменитой картины из Лувра, реклама какао Ван Гутена, пожар на «Лузитании».


Что же еще характерно для стиля поэмы? Если анализировать образные средства, то можно отметить неожиданность метафор, отрицание всех классических канонов и правил. Маяковский – настоящий художественный нигилист, и в данной поэме это его качество проявляется очень ярко. Использование необычных тропов – это, вероятно, самая яркая черта стиля Маяковского, и в частности поэтического мира поэмы «Облако в штанах». Метафора, например, по мнению главного исследователя творчества поэта, Романа Якобсона, служит не только созданию образности, но и развитию лирической темы.

Не стоит обходить стороной рифму, ей поэт придавал особое значение. В поэме «Облако в штанах» поэт использует ассонансные рифмы, чередует стихотворные размеры, графически членит текст, чтобы подчеркнуть значение ритма. Складывается ощущение, что в поэме нет строго определенного размера. Мы будто слышим местами брань, а где-то даже плач. К тому же мы не всегда встречаем прописные буквы в начале строки. Это тоже один из приемов Маяковского. Строчки при чтении будто колеблются, как волны, но тем не менее нет разрозненности картинки, прочитанное будто складывается в равномерное полотно с понижениями и повышениями тона.

В поэме «Облако в штанах» улица, которая раньше не имела никакого отношения к искусству и творчеству, вдруг обретает свою форму, стиль и свой язык, особенный и неповторимый, но все же свой.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания поэмы Маяковского «Облако в штанах»
  • Смысл названия поэмы Маяковского «Облако в штанах»
  • Четыре выкрика «Долой!» в поэме Маяковского «Облако в штанах»
  • Отзыв о поэме Маяковского «Облако в штанах»