Отношение Добролюбова к жертвам «тёмного царства» (по статье «Луч света в тёмном царстве»)


В статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов рассуждает о «жертвах» «темного царства», яркими представителями которого являются Кабаниха и Дикой.

Н.А. Добролюбов выражает мысль о том, что многие жители города Калинова стали «жертвами» внешних обстоятельств. Критик говорит так: «Ни хвалить, ни бранить этих людей нечего». Но в то же время в статье подчеркивается вредность таких «жертв», ведь они являются «жалкими типами», которые «столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками».

Рассуждая о Глаше, которая верит всем рассказам Феклуши, автор критической статьи задается вопросами: «Как ей дойти до правильных понятий, даже просто до разумных вопросов, когда ее любознательность заперта в таком круге, который очерчен около нее в городе Калинове?». Ведь представители «темного царства» пытаются доказать, что все принципы, которые они проповедуют, «наилучшие в мире».

Н.А. Добролюбов говорит о том, что «жертвам» «темного царства» трудно идти «наперекор требованиям и убеждениями этой темной массы, ужасной в своей наивности и искренности». Критик говорит о том, что «логически понимать нелепость самодурства» представителей «темного царства» мало. Невозможно убедить «жертв» «темного царства», привыкших подчиняться «самодурам», не слушать их и больше не подчиняться им. «Жертвы», по мнению Н.А. Добролюбова, никогда не смогут сделать так, чтобы подобные Кабанихе и Дикому перестали «торжествовать», так как «жертвам» сложно пойти на протест против самодурства. Н.А. Добролюбов говорит о том, что «жертвы» не могут взять и отказаться от той жизни, которую они жили до сих пор.


В статье говорится о том, что «жертвы» «темного царства», которых автор критической статьи называет «полутрупами» и «живыми трупами», не хотят «рисковать», потому что надеются на то, что «самодурству» осталось жить совсем недолго.

Так, Тихон, который «как огня боится матери», тайно надеется на то, что «вырвется как-нибудь на волю», даже не пытаясь протестовать против представителей «темного царства», думая о том, что это получится как-нибудь само. Н.А. Добролюбов описывает Тихона как «бесхарактерное существо, не смеющее ничего сделать вопреки матери». Гнет, под которым вырос герой, не дает совершить ему что-то самостоятельно, развить свою личность. По мнению критика, Тихон всю жизнь совершает поступки против своей воли, служа при этом «покорным оружием матери». Н.А. Добролюбов доказывает, что Тихон не может «добиваться независимости», а та свобода, к которой он стремится, «получает характер уродливый», ведь он совершенно не знает, что делать с этой свободой. Критик утверждает, что из людей, подобных Тихону, «никогда и не может ничего выйти».

Борис материально зависим от дяди и, даже понимая, что от Дикого он никогда ничего не получит, продолжает подчиняться этому самодуру. Автор критической статьи говорит о том, что Борис – «не герой», он отличается от Тихона только тем, что является «образованным».

Н.А. Добролюбов утверждает: «темное царство» рождает «Тихонов и Борисов, неспособных воспрянуть и принять свою человеческую природу».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение Добролюбова к «тёмному царству» (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Добролюбова к Катерине (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Писарева к Катерине (по статье «Мотивы русской драмы»)
  • «Зеркальные» образы в пьесе Островского «Гроза»