Отношение Добролюбова к Катерине (по статье «Луч света в тёмном царстве»)


Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» выражает отношение к Катерине, героине драмы «Гроза». Критик утверждает: данный образ важен для всей русской литературы, так как А. Н. Островскому удалось создать такой образ, который давно хотели создать русские писатели.

Н.А. Добролюбов не согласен с точкой зрения о том, что Катерина – «безнравственная, бесстыжая» женщина. Критик утверждает, что главная героиня «Грозы» не относится к таким людям, которые любят «разрушать во что бы то ни стало». Катерина, по мнению автора статьи, является человеком «созидающим, любящим, идеальным». В статье уверенно говорится о том, что в Катерине отразилась «русская живая натура».

Автор критической статьи утверждает, что Катерина – сильная личность. Именно она восстала против существующей системы отношений, именно она не только пошла на протест, но и на «упорную борьбу», именно она шла «до конца в своем восстании против угнетения и произвола».


Н.А. Добролюбов выражает мысль о том, что в пьесе есть что-то, что можно назвать «освежающим и ободряющим». Он отмечает, что характер главной героини, который рисуется на фоне «темного царства», «веет новою жизнью». Героиня противопоставлена «всяким самодурным началам». Она «не может долее оставаться неподвижною», по этой причине и восстает против «темного царства». Критик сожалеет, что Катерине пришлось оказаться в «темном царстве», что ей пришлось почувствовать себя одинокой во всем городе, но и восхваляет силу героини, которая не стала терпеть.

Н.А. Добролюбов говорит о том, что у Катерины «врожденная доброта и благородство души», что она слишком доверчива, но имеет слишком мало знаний, поэтому, когда никто не задевает ее чувств и интересов, она «решается лучше терпеть, нежели делать назло им». Однако когда Катерина осознает, что ей необходимо, то обязательно добьется этого. Именно в этом и проявляется сила характера. В статье говорится о том, что Катерина «терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес». Н.А. Добролюбов говорит о том, что если перед Катериной появилась цель, то ей будет неважно, «закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия». Критик уверен: в Катерине видно «требование права и простора жизни».

Н.А. Добролюбов говорит о том, что героиня настолько верна себе, ее поведение настолько «находится в гармонии с ее натурой», что для нее «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ей противны». Критик задает вопрос «Что ей смерть?» и самостоятельно отвечает на него, говоря о том, что то существование, с которым она столкнулась в доме Кабановых, не является для нее настоящей жизнью.

Автор статьи пишет, что Катерина «уже не возвратится к прежней жизни», потому как она «осознает всю нелепость» «темного царства». Катерина «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем», она «не может удовлетвориться великодушным прощением от самодуров», она «не может жить больше». Критик говорит о том, что характер героини «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение Добролюбова к «тёмному царству» (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Добролюбова к жертвам «тёмного царства» (по статье «Луч света в тёмном царстве»)
  • Отношение Писарева к Катерине (по статье «Мотивы русской драмы»)
  • «Зеркальные» образы в пьесе Островского «Гроза»