Отношение Пушкина к Петру I (по поэме «Медный всадник»)


Величайшее и полное загадок творение Александра Сергеевича Пушкина – поэма «Медный всадник». До сих оно вызывает много вопросов, причем не только у литературоведов, но и у историков, и у искусствоведов. Александр Сергеевич рисует на страницах своего произведения противоречивый и неоднозначный образ Петра I. Да и сам он показывает к герою двоякое отношение.

В первой части поэмы автор восхищается правителем российского государства. Он отмечает его ум и заслуги, рисует образ человека, полного серьезных дум. Пушкин, как и другие, благодарен Петру I, в первую очередь, за этот город, который горделиво вознесся на месте топей и болот. Сейчас спустя столетие Петербург – еще и знаменитый порт, к которому со всех концов земли плывут корабли.

Кроме этого, автор не просто показывает нам, читателям, расстроившийся город со множеством дворцов и башен, с одетой в гранит горделивой рекой Невой, он называет его Северной столицей, перед которой преклоняется даже старая Москва. Таким образом, мы понимаем, что Петру I удалось воплотить в жизнь свои самые смелые планы в отношении этого города.

Но есть в поэме и вторая глава. А вот в ней образ правителя совершенно иной. Пушкин показывает Петра I через бронзовую скульптуру, установленную возле Исаакиевского собора. И отношение автора прямо противоположно тому, которое мы увидели в первой части. Теперь это не человек, заслуги которого восхвалены и оценены по достоинству, это бездушная статуя, грозная, вселяющая страх в «маленьких» жителей Петербурга.


В безумных скитаниях по городу Евгений останавливается перед всадником на коне, не в силах справиться со своим горем юноша бросает ему в лицо слова обвинения. И что же делает тот в ответ? Кидается в погоню. За кем? За человеком, который итак уже раздавлен горем? Жестоко, не находите?

Пушкин показывает, что в правителе нет уже той мудрости, которая была ему присуща раньше, он равнодушен к проблемам, свалившимся на голову молодому человеку. Он холоден, и поступок Евгения, продиктованный порывом отчаяния, раздражает царя, вызывает в нем гнев.

Стоит отметить и тот момент, что когда Евгений видит последствия наводнения и понимает, что любимой Параши больше нет в живых, нет даже маленького домика, в котором она обитала вместе с мамой, Всадник стоит к нему спиной, будто показывая, что ему совершенно все равно, что случилось у молодого человека. Это событие слишком мало для взора великого правителя.

Пушкин рисует медного кумира, который, казалось бы, мог даже остановить стихию и вернуть реку в свое русло, но не хочет этого делать, остается бездушной статуей, взирающей с высоты на то бедствие, которое разворачивается под ним. Поэт еще раз подчеркивает, что Петр I – деспот, и государственная власть, олицетворением которой он является, ничем от него не отличается. Поэтому ответ на вопрос, как автор относится к своему герою, - прост: Пушкин презирает Медного Всадника. А вот Евгения, найденного бездыханным на пороге той лачужки, в которой он когда-то был счастлив, искренне жалеет.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Параши в поэме Пушкина «Медный всадник»
  • Образ Невы в поэме Пушкина «Медный всадник»
  • Отношение Пушкина к Петербургу (по поэме «Медный всадник»)
  • Конфликт в поэме Пушкина «Медный всадник»