Отношение Пушкина к ткачихе, поварихе, бабе Бабарихе (по «Сказке о царе Салтане...»)


В сказке «Сказка о царе Салтане...» видна довольно четкая позиция А.С. Пушкина относительно образов ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи.

Героини представлены как завистливые люди, которые ради достижения своих корыстных целей готовы пойти на жестокие поступки: завидуя своей сестре, ткачиха и повариха под своеобразным покровительством бабы Бабарихи с помощью хитрости помещают царевну и царевича в бочку, которую бросают в океан. А.С. Пушкин показывает, что героини фактически отправляют царевну и ребенка на смерть. Ткачихе, поварихе и бабе Бабарихе все равно на чувства царя Салтана, они думают лишь о своих корыстных целях. Из-за боязни, что царь Салтан узнает правду, из-за боязни потерять свое место при царе, из-за боязни, что царь Салтан увидит на острове Буяне жену и сына, ткачиха, повариха и баба Бабариха делают все возможное, чтобы царь Салтан оставался в своем государстве и поступал так, как нужно им. Демонстрируя такие отрицательные черты, как завистливость, лживость, лицемерие, жестокость, умение негативно воздействовать на другого человека, автор сказки выражает свое негативное отношение к ткачихе, поварихе и бабе Бабарихе. В повествовании говорится о том, что героинями руководила зависть – один из главных грехов людей.


А.С. Пушкин выражает негативное отношение прямо в тексте. «На кровать слоновой кости // Положили молодых // И оставили одних» только «честные гости». Так как в этот момент повариха злилась на кухне, а ткачиха плакала у станка, они в число «честных людей» не входили. В повествовании говорится о том, что героини, сидя рядом с царем Салтаном, «злыми жабами глядят». Когда ткачиха, повариха и баба Бабариха поочередно делятся своими представлениями о настоящем чуде, «гости умные молчат, // cпорить с <ними> не хотят», что помогает читателю понять, что героини, в отличие от гостей-купцов, не входят в число умных людей, что они глупы. А.С. Пушкин иронизирует над ткачихой, поварихой, которые ослепли на один глаз, с помощью данной фразы: «Четырьмя все три глядят».

Негативное отношение автора к ткачихе, поварихе и бабе Бабарихе прослеживается сюжетно: князь Гвидон, превращаясь то в комара, то в муху, то в шмеля, поочередно кусает повариху, ткачиху и бабу Бабариху, после чего «спокойно» улетает на свой остров. Наказывает героинь А.С. Пушкин и тем, что царь Салтан перестает слушаться их и отправляется на остров Буян, куда ткачиха, повариха и баба Бабариха его долгое время не пускали. Наказание проявляется также в том, что царь Салтан, узнав всю правду, вероятно лишит ткачиху, повариху и бабу Бабариху приближенных к нему мест.

Все же то, что царь Салтан, узнав о жестоких поступках завистниц, не наказал их, а отпустил домой, говорит о выраженной в сказке мысли о милосердии: царь Салтан дает ткачихе, поварихе и бабе Бабарихе возможность покаяться в грехах и измениться. А.С. Пушкин, уже однажды наказывая злых и жестоких героинь с помощью укусов князя Гвидона, дает ткачихе, поварихе и бабе Бабарихе шанс исправиться.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чудо в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Отношение Пушкина к царю Салтану (по «Сказке о царе Салтане...»)
  • Отношение Пушкина к князю Гвидону (по «Сказке о царе Салтане...»)
  • Отношение Пушкина к Царевне-лебедь (по «Сказке о царе Салтане...»)