Отношение Пушкина к Царевне-лебедь (по «Сказке о царе Салтане...»)


В сказке «Сказка о царе Салтане...» довольно ярко выражено положительное отношение А.С. Пушкина к Царевне-лебедь.

Если ткачиха, повариха и баба Бабариха представлены как отрицательные персонажи, а князь Гвидон и царь Салтан имеют не только достоинства, но и некоторые недостатки, то Царевна-лебедь является исключительно положительным персонажем. А.С. Пушкин не наделяет героиню ни одним отрицательным качеством.

На положительное отношение автора сказки к Царевне-лебедь указывает то, что она является лебедем, который символизирует благородство, доброту, милосердие и нравственную чистоту.

Делая Царевну-лебедь фантастическим существом, способным делать чудо и волшебство, А.С. Пушкин показывает, что героиня может менять жизнь окружающих людей к лучшему. Подчеркивая положительные черты Царевны-лебедь, автор неслучайно демонстрирует, что она совершает волшебство только для благих целей, ради достижения целей корыстных людей Царевна-лебедь вряд ли бы совершала волшебство.


Положительное отношение А.С. Пушкина к героине наблюдается при сравнении Царевны-лебедь с напавшим на нее коршуном. Злой и жестокий коршун-чародей, который пытался убить Царевну-лебедь, противопоставлен доброй и милосердной Царевне-лебедь, которая спасалась от коршуна-чародея. Если коршун-чародей является представителем темных сил, то Царевна-лебедь является представителем светлых сил. На это указывает и характеристика героини: «белая лебедь». А.С. Пушкин в конфликте Царевны-лебедь и коршуна-чародея стоит на стороне Царевны-лебедь: когда происходит нападение, автор называет Царевну-лебедь «бедняжкой». По сюжету она как представитель добра одерживает победу над злом.

Показывая, что Царевна-Лебедь выполнила свое обещание помочь князю Гвидону, писатель вновь подчеркивает достоинства героини. Царевна-лебедь – заботливый и чуткий человек: когда князем Гвидоном управляет «грусть-тоска», Царевна-лебедь чувствует это, она старается обрадовать князя Гвидона, помочь ему.

Выражая положительное отношение к Царевне-лебедь, А.С. Пушкин награждает ее прекрасной внешностью и манерами: «За морем царевна есть, // Что не можно глаз отвесть: // Днем свет божий затмевает, // Ночью землю освещает, // Месяц под косой блестит, // А во лбу звезда горит. // А сама-то величава, // Выплывает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит». Писатель показывает, что Царевна-лебедь занимает особое место во всем мире, трудясь и живя ради блага окружающих людей.

Положительное отношение А.С. Пушкина к Царевне-лебедь выражается и в том, что автор награждает героиню: она находит счастье рядом с князем Гвидоном, получив возможность «жить да поживать, // да приплода поджидать»; получив благословение матери князя Гвидона и положительное отношение к себе со стороны царя Салтана, она становится частью воссоединившегося семейства своего мужа.

Таким образом, Царевна-лебедь представлена А.С. Пушкиным как исключительно положительный персонаж, соответственно, отношение автора к героине исключительно положительное.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чудо в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Отношение Пушкина к царю Салтану (по «Сказке о царе Салтане...»)
  • Отношение Пушкина к князю Гвидону (по «Сказке о царе Салтане...»)
  • Отношение Пушкина к ткачихе, поварихе, бабе Бабарихе (по «Сказке о царе Салтане...»)