Отраву или лекарство предложил миру Раскольников? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)


В ходе прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» возникает вопрос: «Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?».

Автор демонстрирует, что Раскольников убивает Алену Ивановну, руководствуясь определенной теорией. Ф.М. Достоевский четко аргументирует позицию главного героя и показывает причины возникновения теории о делении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных».

Сам Раскольников думает о том, что он предлагает миру лекарство. Он уверен, что сможет помочь окружающим людям. У Раскольникова благие цели: он стремится помочь не только себе, но и другим людям; он хочет общественной справедливости. Теория Раскольникова становится своеобразным бунтом против царствующей общественной несправедливости.


Однако Ф.М. Достоевский выражает мысль о том, что теория Раскольникова – не лекарство, а настоящая отрава. Сам писатель придерживается так называемой «правды» Сонечки Мармеладовой. В романе четко прослеживается мысль о том, что человек должен смириться, а не бунтовать, что именно через смирение и страдание человек обретает счастье. С помощью образа Сонечки Ф.М. Достоевский выражает мысль о том, что вера в Бога – важная составляющая счастливой жизни человека.

Сонечка Мармеладова в разговоре с Раскольниковым упрекает его в том, что он пошел на преступление. Раскольников считает, что Соня тоже пошла на преступление: против самой себя. Однако Раскольников не понимает, что преступление Сони против самой себя и его преступление против других людей – разные вещи. Сонечка Мармеладова говорит о том, что ни один человек не в праве решать, кому стоит жить, а кому – нет; кто достоин дальнейшей жизни, а кто – нет. Убийство Раскольниковым и его теория – это отравление общества, так как одни люди дают себе право решать судьбу других людей. Автор показывает, что если «необыкновенные» (по мнению Раскольникова) люди будут разрешать себе «переступать» через границы дозволенного, то в обществе начнется настоящий беспорядок и хаос. Ф.М. Достоевский показывает, что сам Раскольников, стремившийся доказать себе, что он является «право имеющим», признает, что на самом деле он оказался «тварью дрожащей». Писатель показывает, что теория Раскольникова, воплощенная в повседневной жизни, привела бы к тому, что все люди бы начали считать, что им все дозволено. И эта вседозволенность не принесла бы никаких положительных результатов.

Теория Раскольникова – настоящая отрава для общества. Неслучайно в повествовании упоминается имя Наполеона. Ф.М. Достоевский показывает, что теория его персонажа схожа с мировоззрением Наполеона, который совершил много безумных поступков по отношению ко всему миру. Читатели современности понимают, что теория Раскольникова близка к идеям Гитлера, который развязал фашистскую деятельность.

Ф.М. Достоевский демонстрирует, что гуманистические стремления Раскольникова были обезображены совершенно безумной теорией, которая не могла принести человечеству благих результатов, к которым стремился главный герой.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Комический» двойник Раскольникова (Лебезятников) (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • «Светлые» двойники Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Кто из персонажей романа «Преступление и наказание» и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?
  • Кто из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» не заслуживает авторского снисхождения?