Отступление русских войск (анализ эпизода стихотворения Лермонтова «Бородино»)


Известнейшему стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» присущ патриотический и героический литературный пафос. Поэт гордится своей страной за мужество и отвагу, а ветеранов, прошедших войну 1812 года, называет «богатырями». Данное произведение посвящено знаковой битве в селе Бородино Московской области. Русская армия под командованием Кутузова сражалась против Наполеона. Поначалу противник вёл себя самоуверенно, так как чувствовал приближающуюся победу. Однако наша армия не собиралась так легко сдаваться, что чётко отразил в тексте Лермонтов.

Недаром литературные критики прозвали «Бородино» «исторической летописью». От лица дяди – участника самого сражения, рассказывается об основных этапах Бородинской битвы. Как уже упоминалось ранее, русская армия проявила себя не сразу, что подтверждает использованный автором приём синекдохи «ликовал француз». Отступлению русских войск посвящены отдельные строки в произведении. Обратимся к содержанию текста. Рассмотрим и проанализируем данный эпизод подробнее.


В «Бородине» читатели встречают двух героев: юного племянника и дядю - ветерана воны 1812 года, хотя в некоторых источниках их называют старшим и младшим солдатами. Верны будут оба варианта. Со временем литературные критики пришли к выводу, что тот самый дядя - рассказчик является прообразом знакомого Лермонтова - Андреева. Впервые они встретились в мастерской одного художника, который рисовал в том числе и портреты ветеранов, одним из которых стал Андреев. Поэт с особым интересом слушал истории своего нового товарища, что впоследствии вдохновило его на создание этой самой «летописи». Можно сказать, что сам Лермонтов стал прототипом племянника в своём стихотворении, которое в начале и похоже по форме на диалог, когда мальчик обращается к дяде с вопросом о том, как проходила битва в Бородине. С этого и начинается монолог ветерана.

Герой сразу подмечает, что люди того поколения, которое пережило войну, отличались от нынешней молодёжи большей выносливостью и отважностью, они настоящие «богатыри». Однако проявить себя сразу им не удалось. Пришлось отступать, а ожидание боя было мучительно для солдат: «Не смеют, что ли, командиры/ Чужие изорвать мундиры…». Когда русская армия всё-таки нашла место для боя с французами, около двух дней длилась перестрелка между сторонами, не приносящая никакие плоды. Только на третий день наши войска смогли показать французам настоящий русский характер и бойцовский дух. Победа хоть и оказалась за нами, но она же и принесла много потерь. В первую очередь, смерть людей, отважно защищающих Родину, на чём М.Ю. Лермонтов тоже акцентирует внимание читателей.

«Бородино» - это настоящее литературное и историческое наследие нашей страны. По сей день школьники учат данное стихотворение наизусть, чтобы отдать дань памяти героям, которые ценой собственной жизни смогли победить врага и защитить родную землю, чтобы их потомки могли проживать полноценную жизнь с благодарностью к героям Отечества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Расположение русских войск перед сражением (анализ эпизода стихотворения Лермонтова «Бородино»)
  • Образы русских полководцев в стихотворении Лермонтова «Бородино»
  • Как Вы понимаете выражение «нынешнее племя» (по стихотворению Лермонтова «Бородино»)
  • Средства художественной выразительности в стихотворении Лермонтова «Бородино»