Отцы и дети в романе Шолохова «Тихий Дон»


В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» поднимается вечная проблема отцов и детей.

Своеобразный конфликт виден еще в самом начале произведения. Пантелей Прокофьевич узнает о том, что его сын Григорий находится в любовной связи с замужней Аксиньей Астаховой. Как представитель старшего поколения Пантелей Прокофьевич не хочет портить отношения со своими соседями и не хочет, чтобы по всему хутору ходили слухи о Григории и о всем семействе Мелеховых. Именно поэтому Пантелей Прокофьевич желает женить своего сына. Григорий подчиняется давним традициям и женится на Наталье, хотя совершенно ничего к ней не чувствует.

Григорий Мелехов как представителей «детей» выбирает личное счастье, поэтому уходит от жены к Аксинье. Для него не важно общественное мнение, которого так боялся Пантелей Прокофьевич. Для Григория счастье намного важнее традиций. Он делает все, что считает нужным лично для себя.

Противостояние Пантелея Прокофьевича, который поддерживает нравственные традиции казачества, и Григория Мелехова, который утверждает право человека любить и строить отношения свободно, является наиболее ярким конфликтом «отцов» и «детей».


Старшее поколение привыкло к тому, что мужья избивают своих жен. Ильинична рассказывает о том, что Пантелей Прокофьевич, когда они были молодыми, поднимал на нее руку. Помимо этого, он изменял героине. Ильинична свыклась с этой мыслью, поэтому отговаривает Наталью, которая решает уйти от Григория Мелехова.

Ильинична против того, что ее дочь Дуняшка строит любовные отношения с Мишкой Кошевым, так как он, по мнению Ильиничны, является душегубцем. Но у Дуняшки как у представителя поколения «детей» другие представления о любви. Она закрывает глаза на то, что Мишка убивает ее брата Петра, и продолжает любить его. Дуняшка, как и ее брат Григорий, утверждает право на личное счастье и свободную любовь. Она понимает, что не будет счастлива с тем человеком, которого ей подберет мать, Дуняшка хочет жить только с Кошевым, поэтому добивается разрешения и благословения матери.

Показывая представления «отцов» и представления «детей», М.А. Шолохов делает конфликт между ними не таким ярким, как это принято во многих произведениях русской литературы. Между «отцами» и «детьми» нет пропасти, они понимают друг друга и уважают друг друга. И для представителей старшего поколения, и для представителей младшего поколения важным являются любовь и семья.

О том, что конфликт поколений не такой яркий, говорит и то, что дети Мелеховых являются их продолжением. Не зря подчеркивается, что Григорий имел черты своего отца – Пантелея Прокофьевича. М.А. Шолохов показывает, что между ними действительно было много общего.

Таким образом, конфликт «отцов» и «детей», выраженный в романе-эпопее не так ярко, заключается в противостоянии традиций прошлого и новых принципов, провозглашенных молодым поколением. Как видно из повествования, старшее поколение мирится с принципами «детей» и конфликт поколений не приводит к разрыву семейных отношений.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема дома в романе Шолохова «Тихий Дон»
  • «Тихий Дон» - роман-эпопея
  • История создания романа Шолохова «Тихий Дон»
  • «Крыша дома твоего» (по роману Шолохова «Тихий Дон»)