Отзыв о повести Гоголя «Портрет»


Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» – замечательное произведение русской литературы. В повести поднимаются актуальные во все времена проблемы, великий писатель выражает свое отношение к определенным явлениям.

Особый интерес представляет композиция повести. Первая часть представляет собой историю жизни Чарткова, которая является одной из многих историй, связанных с портретом ростовщика. Во второй части говорится о личности самого ростовщика, который и при жизни обладал «дьявольской силой», и о создании портрета ростовщика. Получается, что в первой части держится интрига, читатель не знает, что из себя представляет портрет, купленный Чартковым.


Фантастические элементы привлекают внимание. С помощью образа портрета ростовщика в повести ощущается присутствует дьявола. Однако фантастика служит для раскрытия основной идеи повести, ее нельзя рассматривать как центральный компонент, поскольку главное в повести – не фантастическое, а реальное. Идею повести проще понять при сопоставлении первой и конечной редакций гоголевской повести. Во второй редакции фантастических элементов становится в разы меньше, что помогает Н.В. Гоголю выразить мысль о том, что причиной нравственной, творческой и физической гибели Чарткова становится далеко не дьявол, а сам Чартков. Автору было важно показать, что зло способно воздействовать на каждого человека, поскольку оно бессмертно и владеет огромной силой, однако выбор, по какому пути – добра или зла – ему идти, остается за самим человеком. Не портрет ростовщика виноват в душевной деградации Чарткова и в растрачивании им таланта, в этом виноват сам Чартков, который подался искушениям и оказался во власти славы и денег.

Важен в повести образ создателя портрета ростовщика. Оказавшись под дьявольскими чарами созданного портрета, герой смог отказаться от этого влияния. Осознав ответственность за собственное творение, которое обессмертило жестокого ростовщика, художник отправился очищать свою душу. Н.В. Гоголь фактически ставит Чарткова и создателя портрета в одинаковую ситуацию, и то, что художнику, в отличие от Чарткова, удается сохранить душевную чистоту, удается развить талант, говорит о возможности противостояния злу. Изображая в финале произведения кражу портрета ростовщика, который художник Б. хотел уничтожить, Н.В. Гоголь подчеркивает, что зло продолжает существовать в мире, поэтому так важно сохранять душевную чистоту.

Используя прием антитезы, Н.В. Гоголь раскрывает важные идеи. Демонстрируя кардинальные изменения, происходящие внутри Чарткова, автор показывает, насколько сильно способен измениться человек, сам этого не понимая. Противопоставляя Чарткова и создателя портрета, Чарткова и его «прежнего товарища», который создал настоящее произведение искусства, Чарткова и художника Б., Н.В. Гоголь выражает мысль о том, что истинное искусство не может создаваться ради прибыли и сиюминутной славы. Интересна в повести авторская позиция относительно искусства и ремесла, выраженная как при помощи сюжета, так и при помощи афористичных рассуждений создателя портрета ростовщика, очистившегося свою душу от греха, и профессора.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальность повести Гоголя «Портрет» в наши дни
  • Роль эпизода о жизни в Коломне в повести Гоголя «Портрет»
  • Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Портрет»
  • «Желание денег заглушает разум...» (по повести Гоголя «Портрет»)