Отзыв о повести Гоголя «Записки сумасшедшего»


Петербургская повесть Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего» стала настоящей жемчужиной русской литературы. Она продолжает лучшие традиции этого писателя и представляет собой непревзойденный образец его мастерства.

Критик В.Г. Белинский называл «Записки сумасшедшего» «прихотливой грезой художника», «психической историей болезни, удивительной по своей истине и глубокости, достойной кисти Шекспира». С этим невозможно не согласиться. Представленный в виде дневниковых записей текст как нельзя лучше отражает всю суть главного героя: его социальное положение, мировоззрение, характер, условия жизни.

Мастерски, художественно выписанный образ словно оживает на страницах гоголевского произведения. Огромную роль в этом играет поэтика: автор активно использует средства изобразительной выразительности. Емкие, красочные метафоры, обилие эпитетов, сравнений, риторических восклицаний помогают читателю воспроизвести картину бытия главного героя Поприщина, вникнуть в его образ, постичь мотивы его поступков.


Писатель не боится использовать сниженную, вульгарную лексику: здесь она призвана показать то, что происходит в душе героя, отобразить уровень его развития, выразить его скверное самоощущение и разлад в душе. Читатель погружается в атмосферу существования «маленького человека», начинает все более понимать причины, послужившие приходом героя к полному краху.

Гоголь искусно обыгрывает ситуацию, когда читатель, польстившись на искренность исповеди героя, изложение которой ведется от первого лица, поначалу сам искренне верит в реальность происходящего. Ему кажется, что Поприщин действительно подвержен незаслуженной травле и проникается неподдельным сочувствием. Однако по мере того, как развиваются события, по малейшим штрихам, «случайно» оброненным словам рассказчика читатель начинает сомневаться, так ли все обстоит на самом деле. Постепенно до него доходит, что автор этих записок – душевнобольной, пребывающий в своем ограниченном мире, который имеет мало чего общего с реальным положением вещей. В самом конце записок мнение читателя меняется на прямо противоположное: если вначале он внутренне порицал обидчиков главного героя, то теперь он склоняется в их же сторону и не скрывает насмешки над душевными излияниями главного героя.

Особенно гротескно смотрится подборка записей, сделанных после 8 декабря. Поприщин окончательно мешается умом и ставит несообразные даты: «2000 год», «мартобря», «между днем и ночью», «некоторого числа, день был без числа», «числа не помню, месяца тоже не было», «было черт знает, что такое», и, наконец, и вовсе бессмысленный набор букв. Так Гоголь удивительно точно и глубоко изображает историю болезни и окончательный крах своего героя.

Произведение «Записки сумасшедшего» вызывает в читателе целую гамму разнообразных чувств: сопереживание, удивление, улыбку, откровенный хохот. Гоголь наталкивает читателя на философские раздумья о смысле жизни и скоротечности бытия.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Поэтика повести Гоголя «Записки сумасшедшего»
  • Психологический портрет Поприщина (по повести Гоголя «Записки сумасшедшего»)
  • Актуальность повести Гоголя «Записки сумасшедшего» в наши дни
  • Фантастическое и реальное в повести Гоголя «Записки сумасшедшего»