Отзыв о рассказе Куприна «Гамбринус»


Рассказ А.И. Куприна «Гамбринус» написан много лет назад, но проблемы, которые поднимает автор, волнуют общество и в современном мире.

Самая главная из них, на мой взгляд, бессмертие искусства. На протяжении всего повествования мы видим главного героя, невзрачного еврея Сашку, но какая у него чистая и искренняя душа. Его музыка трогает и заставляет сердце трепетать от радости или печали. Кто хоть раз слышал игру этого музыканта, не сможет забыть ее. Не зря в это убогое местечко стекаются моряки из самых разных стран. Это немцы, англичане, молдаване, русские. Сашка очень талантлив, потому что вкладывает в свою игру все свое сердце, он живет только музыкой, у него нет семьи и близких ему людей.

К сожалению, находятся и те, кто, упиваясь своей властью и злобой, хочет уничтожить этого человека. Тяжело читать строки, в которых рассказывается о возвращении скрипача из полицейского участка. Многие думали, что Сашка не выберется оттуда живым. Казалось бы, что может быть страшнее? Но для музыканта самым страшным является потеря способности играть на музыкальном инструменте. Именно так решили отомстить ему сыщики. Они не убили его, а искалечили. Его рука стала безжизненной. Поражает сила воли, твердость и оптимизм Сашки. Он не пал духом, не отчаялся, а стал играть на губной гармошке, причем не менее виртуозно, чем на скрипке.

Последняя фраза автора утверждает, что человека можно изуродовать, но искусство уничтожить нельзя. Я полностью согласен с этим высказыванием. Настоящее искусство будет жить вечно, как бы не пытались искоренить его внешние и внутренние враги.


Еще в этом произведении показаны важные исторические события, причем через призму самого автора. Чувствуется его негативное отношение к войнам, бунтам, насильственным действиям. Он освещает русско-японскую войну, революцию 1905 года, уничтожение евреев. Коротко, лаконично и ярко он говорит о бесправии простого человека Особенно страшно показана революция, где каждый может убить себе подобного. Так, под колеса истории попадает Сашка. Его несправедливо забрали на фронт, хотя ему было около 50 лет, его чуть было не убили на улице, а потом еще лишили возможности играть.

Особенно интересно показаны те, кто приходит к власти в результате революционного мятежа. Это бывшие уголовники, пьяницы, сутенеры. Они, встав у власти, чувствуют свою безнаказанность. Им позволено все — хамить, плевать, требовать веселья, исполнения гимна. Такие герои встречаются и у Блока в поэме «Двенадцать» — «на спину б надо бубновый туз». Это порочные личности, против которых встает Сашка, обычный скрипач с нежным сердцем.

Еще что мне понравилось в рассказе, это сочетание романтического и реального, живого и мертвого. Романтика моря, песен, чувств переходит в реальные питейные образы — грязные улицы, похожие на кишки, пьяные люди, смрад и жестокость.

Это произведение нужно обязательно рекомендовать к прочтению, так как в нем можно почерпнуть для себя много интересного, полезного и философского.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит» (по рассказу Куприна «Гамбринус»)
  • Живое и мёртвое в рассказе Куприна «Гамбринус»
  • Почему рассказ Куприна назван «Гамбринус»?
  • Традиции романтизма и реализма в рассказе Куприна «Гамбринус»