Отзыв о комедии Фонвизина «Недоросль»


Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» – величайшее произведение русской классики. Произведение написано в XXVIII веке, однако оно изучается на протяжении уже нескольких столетий и является одним из любимых произведений многих людей.

«Недоросль» – довольно небольшое по объему драматическое произведение. Благодаря своей форме и объему, а также благодаря тому, что в комедии поднято небольшое количество проблем, читатели понимают все то, что хотел сказать Д.И. Фонвизин. Проблема крепостного права и помещичьего гнета, проблема воспитания и образования – вот основные проблемы фонвизинской комедии, и читатель четко может проследить авторскую позицию относительно данных проблем.

В комедии наблюдается четкое деление героев на положительных и отрицательных. Это позволяет увидеть, какие Д.И. Фонвизин человеческие качества презирает, а какие, наоборот, восхваляет. Читая комедию, хочется быть такими же честными и справедливыми, как Стародум, Правдин, Софья, Милон; и совершенно не хочется быть похожими на Простакову, ее сына и мужа, Скотинина. Драматургу удалось обличить человеческие и, скорее даже, общественные пороки, ведь в образах госпожи Простаковой, Скотинина, Митрофанушки и Простакова отобразились качества целого дворянского и помещичьего класса.


Обличение пороков происходит также благодаря использованию приема говорящих фамилий. Читатель, только увидев фамилию персонажа, может догадаться, отрицательным или положительным он является. Говорящие имена и фамилии позволяют определить характерную черту каждого персонажа.

Важно понимать, что Д.И. Фонвизин, работая над комедией, следовал многим традициям такого литературного направления, как классицизм. Это и правило трех единств (места, времени и действия), и деление персонажей на две противоборствующие группы, и говорящие фамилии. Однако наблюдается в фонвизинской комедии и черты другого литературного направления – реализма. Драматург показывает современную ему действительность, при этом используя сатирические приемы. Использование этих сатирических приемов не застилает реалистичность, не делает повествование фантастическим. Наоборот, читатель понимает, что описанное автором, – сущая правда. И в этом случае смех, который вызван сатирическими приемами, сменяется на ужас и слезы. Все комические сцены произведения смешны только поначалу, ведь потом происходит осознание того, что такие абсурдные и нелепые ситуации происходили раньше и происходят в современности на самом деле.

Комедия «Недоросль» воспринимается как наставление. Автор показывает, как нужно жить, а как – не стоит. Не нужно лениться, оставаться необразованным и невежественным человеком, не нужно грубить окружающим и относиться к ним с жестокостью и презрением; нужно любить окружающих, ценить их и уважать, относиться к ним по-доброму, нужно жить в соответствии с честью и достоинством, жить честно и справедливо. Именно такие уроки можно вывести из величайшей фонвизинской комедии, которую знают все от мала до велика.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чему учит комедия Фонвизина «Недоросль»?
  • «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Опасен или смешон Митрофанушка? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Так ли проста госпожа Простакова? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)