Печорин в системе женских образов (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)


Важными женскими образами в написанном М.Ю. Лермонтовым романе «Герой нашего времени» являются Бэла, ундина, княжна Мэри и Вера. Система женских образов занимает в романе важное место, поскольку она помогает автору подчеркнуть неоднозначную и противоречивую личность Печорина.

Женские образы помогают продемонстрировать отношение Печорина к любви. То, что Печорин влюбляется в Бэлу и пытается найти ее расположение, говорит о том, что Печорин, не имея возможности найти свое место в жизни, пытается найти счастье в любви. Однако спустя четыре месяца после взаимных признаний в любви Печорин становится холоден к Бэле, приходя к выводу о том, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что Печорин, находясь в долговременных попытках найти себя, не может найти счастье даже в таком глубоком и дающим силу чувстве, как любовь, и это подчеркивает трагичность образа Печорина.

Увлечение ундиной, описанное в главе «Тамань», потребительское отношение к Бэле, описанное в главе «Бэла», и любовная игра с княжной Мери, описанная в главе «Княжна Мери», демонстрируют, что Печорин относился к любви как к очередному приключению, как к попытке утешить свою душу. Печорин зачем-то влюбляет в себя княжну Мери, ничего не чувствуя при этом к ней, бедная девушка является для Печорина своеобразным экспериментом. Жестокое отношение к девушкам подчеркивает отрицательные черты Печорина. Печорин признается, что вступает в любовные отношения ради собственного удовольствия, принимая чувства от женщин, ничего при этом не давая взамен.


Особую значимость имеют взаимоотношения Печорина и Веры. К жертвенной любви Веры Печорин относится по-особенному, хотя ему и становится скучно, когда Вера совершает свойственные каждой девушке вещи, подобные ревности. То, что Печорин загоняет до смерти лошадь, чтобы догнать Веру, и плачет, когда у него это не получается, говорит о том, что Печорин имел любовные чувства к Вере. Несмотря на то что в своих дневниковых записях он отрицал способность к любви, Печорин на самом деле способен любить, однако он сам отказывается от любви, в чем и заключается противоречивость Печорина.

Разные взаимоотношения с Бэлой, ундиной, княжной Мери и Верой позволяют увидеть как отрицательные, так и положительные черты Печорина, что было важным для авторского замысла.

Главный герой отказывается от любви, потому что понимает, что ради любимой женщины нужно чем-то жертвовать, а он на это не готов. Напуганный предсказанием смерти от рук жены Печорин не хочет жертвовать жизнью. Понимая, что любовь требует ответственности перед другим человеком, Печорин не хочет нести никакой ответственности, не хочет лишаться своей свободы, которую он сильно ценил. Главный герой не был готов полностью отдаться чувству любви.

М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что ни одни любовные отношения не приносят Печорину счастья. В романе показано, что женщины, какими бы они ни были, увлекают Печорина только на время. Главный герой каждой из героинь приносит несчастье, отчего несчастным становится и сам Печорин.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Казбича в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Азамата в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Янко в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Печорин в системе мужских образов (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)