Первое знакомство с Печориным (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)


Первое знакомство читателя с Печориным, главным героев написанного М.Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени», происходит в главе «Бэла».

Читатель знакомится с образом Печорина посредством довольно объективного рассказа Максима Максимыча, под начальством которого служил Печорин в возрасте 23-25 лет.

Данная Максимом Максимычем характеристика «славный был малый <…>, только немножко странен» уже подчеркивает противоречивый характер Печорина, сложность его внутреннего мира. Указание Максимом Максимычем на то, что Печорин принадлежал к числу тех людей, «у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи», заставляет читателя думать об исключительности характера Печорина.

То, что Печорин находит способы влияния на Азамата, который был способен выкрасть Бэлу, и то, что Печорин спровоцировал Бэлу на демонстрацию своих любовных чувств к нему, говорят о том, что Печорин – знаток человеческой души.


Максим Максимыч не категоричен по отношению к Печорину. Он объективен в демонстрации чувств Печорина к Бэле. Сначала главный герой показан как мужчина, искренне любящий Бэлу, затем в повествовании показано, что любовь Бэлы, также как и другие «удовольствия» жизни, надоедает ему. В романе показано, что Печорин не врет, когда говорит Бэле о своей любви, но и не врет он, когда говорит Максиму Максимычу о том, что Бэла ему наскучила. Чувства претерпели изменения, и Печорин хотел быть честен перед самим собой, не пытаясь обманывать ложной любовью ту, чувства к которой уже остыли.

Образ Печорина уже в первой главе романа представлен двояко. С одной стороны, он выступает как игрок чужими судьбами, поскольку похищение Бэлы является удовлетворением его сиюминутного желания избавиться от скуки. С другой стороны, он тяготится тем, что ничего не приносит ему удовлетворения от жизни, а также он страдает от гибели Бэлы, хоть и не показывает это явно Максиму Максимычу.

Уже в первой главе показаны внутренние терзания Печорина, подчеркивающие, что он принадлежит к «лишним людям». Печорин сам рассказывает о себе: удовольствия, которыми он поспешил наслаждаться после выхода из опеки родных, ему быстро опротивели; светское общество, любовь светских красавиц, науки не приносили ему счастья; надежды на то, что жизнь на Кавказе не будет скучной, не оправдались; «любовь дикарки» оказалась такой же тяготеющей, как и «любовь знатной барышни»; жизнь его «становится пустее» с каждым днем.

М.Ю. Лермонтов, знакомя читателей с образом Печорина, сначала описывает его через восприятие Максима Максимыча, который во многом не понимает внутренние терзания Печорина и мотивировки многих его поступков, а затем раскрывает его через собственные размышления о самом себе. При знакомстве с персонажем читатель понимает, что Печорин только приоткрывает завесу своего внутреннего мира, что многое еще не высказано.

Наличие в образе Печорина и положительных, и отрицательных качеств, симпатия Максима Максимыча к Печорину, но в то же время отдаленность Максима Максимыча от него способствуют тому, что читатель не может сделать точный вывод относительно того, положительным или отрицательным персонажем является Печорин.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мое отношение к Печорину (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Что роднит Печорина с главным героем романа Пушкина «Евгений Онегин»?
  • Роль пейзажных зарисовок в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Тема судьбы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»