Пейзаж и его роль в рассказе Горького «Песня о Соколе»


Максим Горький – писатель, обладающий неоспоримым талантом, пополнивший русскую литературу произведениями разных жанров. Особого интереса заслуживает «Песня о Соколе», она подобна героическому напевному повествованию. Писатель интересно обрисовывает время и обстановку в произведении, они лишены конкретики, даны в обобщенном виде. Такое изображение не случайно: Горький философски переосмысливает предмет и дает ему оценку.

С первых строчек «Песни…» мы погружаемся в очарование теплой южной ночи. Она величественно захватывает все вокруг. Огромное море лениво перекатывает волны, а потом и вовсе засыпает. Оно будто живое, словно еще одни персонаж входит в ткань художественного произведения. Луна обливает морскую даль голубым сиянием, в ней отражаются легкие перистые облака и золотые звезды. Все вокруг окутала сонная дремота, небо на линии горизонта совершенно сливается с водой, волны лениво вползают на берег, теряя всю свою необузданность.

Южная ночь мягкими красками сглаживает суровость гор, поросших согнутыми от ветра деревьями. Высокие красавицы, уходящие вершинами далеко в синь неба, задумчивы и полны очарования. Все вокруг подчиняется какой-то неведомой тайне, изредка нарушаемой плеском воды и шипением пены.

В чем же значение такого пространного пейзажа? Зачем Горький вводит его в начало произведения? Такая южная ночь, наполненная загадками и необъяснимым очарованием, очень гармонирует с рассказом Рагима. Создается ощущение, что именно красота окружающего пейзажа наталкивает старика на исполнение героической песни. И как-то совсем не заметно автор переходит к рассказу об отважном Соколе, смертельно раненом в схватке, но мечтающем о продолжении битвы. Небо – главная стихия для птицы, потеряв возможность парить в его вышине, Сокол погибает. И смерть он встречает открыто и смело. И могила у бойца не обычна: его труп сокрыло северное море, обладающее таким же мятежным духом, как и сам Сокол. Море оплакивает героя, перекатывая волны с печальным ревом, наталкиваясь на камни, пока совсем не поглощает истерзанное тело.


У храброго Сокола есть антипод – трусливый Уж, привыкший жить в тепле и сырости и довольный таким положением дел. Змея немного завышает свои возможности и, желая проверить слова Сокола, прыгает с края ущелья вниз. Только вот летать у нее не получается. Автор жесток в своем приговоре: тот, кто рожден ползать, никогда не сможет взлететь.

Но Уж нисколько не опечален произошедшим: он считает, что раз рожден на земле, и на ней и должен жить.

Но Горький не поддерживает позицию героя, его гораздо больше привлекают безрассудные храбрецы, готовые на подвиг. Писатель с восторгом отзывается о Соколе, исполняет настоящий гимн его храбрости, считая, что капли крови, оставшиеся после птицы, зажгут еще ни одно сердце. А, значит, смерть героя не была случайной.

А вокруг все та же южная ночь, под очарованием которой хочется верить во все сказочное и необычное, хочется мечтать.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Соколы» и «Ужи» в нашем обществе (по рассказу Горького «Песня о Соколе»)
  • В чем я вижу смысл жизни? (по рассказу Горького «Песня о Соколе»)
  • Отзыв о рассказе Горького «Песня о Соколе»
  • Спор между Соколом и Ужом (по рассказу Горького «Песня о Соколе»)