«Пленительные образы…» (по поэме Некрасова «Русские женщины»)


Николай Алексеевич Некрасов по праву носит имя певца тяжелой женской доли. На страницах своих произведений он не раз обращался к этой теме. Поэма «Русские женщины», на мой взгляд, является вершиной творчества поэта в этом направлении.

Некрасов с восхищением отзывался о подвиге жен декабристов, добровольно разделивших участь мужей. А первым из них было труднее всех. Именно они, две княгини, Мария Волконская и Екатерина Трубецкая, другим проложили путь. И образы этих двух молодых девушек стали пленительными для поэта и расцвели на страницах поэмы.

В первой части автор показывает тяжелый путь в Сибирь Кати Трубецкой, ее героический отпор губернатору Иркутска.

Девушка долго и мучительно движется к пункту назначения. Дорожное одиночество услужливо рисует образы, оставшиеся в прошлом: светские беседы обо всем и ни о чем, пышные балы, на которых Катя неизменно была в центре внимания, встреча с избранником, поездка в Италию… Екатерина, находясь в полудреме, придается приятным воспоминаниям, которые вдруг резко прерываются звоном закованных в кандалы ног. Девушка возвращается в суровую действительность и видит печальную картину: партию идущих ссыльных. Контраст между счастливой, безмятежной жизнью и нищей, всеми забытой стороны ярок и слишком уж суров.


Княгиня Трубецкая, которая до этого момента находилась в наивном неведении, вдруг с ужасом понимает, насколько роскошная жизнь дворянского круга Петербурга далека от существования обездоленного народа. Вот, оказывается, почему восстали декабристы, вот за что они боролись! Некрасов показывает не только мужество и решительность женщин-дворянок, но и их горячее участие в судьбе народа.

Проделав долгий путь, словно повзрослев за это время, княгиня Трубецкая готова к встрече с иркутским губернатором. Ее уже ничем не пронять и не отговорить. А ложные обвинения в адрес мужа вызывают только негодование. В каждой фразе она дает отпор убеленному сединами мужчине, и слова ее дают понять, что перед нами уже совсем не юная девушка.

Что касается второй части поэмы, то в ней Некрасов рисует еще один пленивший его образ, - княгиню Марию Волконскую. Сначала мы видим юную девушку, блистающую на балах, увлекающую всех вокруг нежным сиянием голубых глаз. А потом она уже жена князя Сергея Волконского, взрослого мужчины, успевшего отличиться в боевых действиях и имевшего чин генерала-майора. О заговоре, в котором участвует муж, Мария догадывается только тогда, когда помогает ему уничтожать документы. А потом арест. Она мучается неизвестностью, знает твердо только одно – последует за ним, разделит все невзгоды. Такая самоотверженность молодой женщины удивляет даже самого Сергея. Разрывая сердце пополам, оставляя сына сестре мужа, Волконская все же едет в Сибирь.

Некрасов в поэме «Русские женщины» простым языком без высоких фраз дает понять, что не боится за Родину, пока в ней есть такие сыновья и дочери. Автор гордится ими. И мы, читая строки этого творения, разделяем его чувства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу? (по поэме Некрасова «Русские женщины»)
  • Образ губернатора Иркутска в поэме Некрасова «Русские женщины»
  • Прав ли был Некрасов, назвав поэму «Русские женщины»?
  • Чему учит поэма Некрасова «Русские женщины»?