Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай? (по поэме Лермонтова «Демон»)


Кульминацией поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» является гибель Тамары после поцелуя с Демоном. В финале поэме показано, что «грешная душа» Тамары в итоге попадает в рай, так как ее забирает «один из ангелов святых», который «разгонял сомнения» Тамары «сладкой речью упованья», что говорит о том, что Бог простил Тамару. Возникает вопрос: почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

С самого начала образ Тамары раскрывается через различные божественные и ангельские характеристики, несмотря на то что Тамара является человеком. Первоначально Тамара является представителем Добра. В поэме образ Тамары фактически противопоставляется образу Демона. Сквозь всю поэму звучит мысль о невозможности быть вместе, читатель понимает: если Демону закрыт вход в рай, то Тамара, следовательно, должна попасть именно туда.


В отличие от Демона, который был горд и стремился вступить в борьбу с самим Богом, Тамара при жизни не хотела противиться Богу. Неслучайно в поэме продемонстрировано желание Тамары уйти в монастырь, чтобы защитить себя от искушения «духа лукавого». Автор показывает, что долгое время Тамара, постепенно подаваясь любовному чувству к Демону, которому она не могла не подчиняться, не хотела быть «жертвой злой отравы» и совершать преступление против Бога, что она, наоборот, хотела остаться верной Богу. М.Ю. Лермонтов подчеркивает: то, что Тамара в итоге подалась любовному чувству к Демону, было «проступком», который был совершен в результате «сомнений». Во многом то, что Тамара отдалась любви, зависело от искушений Демона, которым не может противиться обычный человек.

В поэме подчеркивается: «Ценой жестокой искупила // Она сомнения свои… // Она страдала и любила – // И рай открылся для любви!». М.Ю. Лермонтов показывает: если при последних днях жизни Тамара была в сомнениях, фактически находясь между Добром и Злом, между Богом и Демоном, то после смерти она осознала необходимость верности Богу. Освободившись от телесной оболочки, Тамара напугана точно также, когда впервые слышит голос Демона. Страх осознающей свою греховность Тамары, заключенный в боязни быть потерянной навсегда, способствует тому, что героиня прижимается к ангелу, ища у него защиты, как это было и тогда, когда она впервые услышала голос Демона. В поэме продемонстрировано, что для того чтобы понять истину касательно божественного служения, Тамаре пришлось пожертвовать собственной жизнью. Героиня проходит данное самим Богом испытание и, потеряв телесную оболочку, приходит к истине, что помогает ей оказаться в рае. Жертвенность Тамары заслуживает прощения.

М.Ю. Лермонтов показывает, почему душа Тамары попадает в рай, в который вход для Демона так и остается закрытым: если Демон только думает о том, чтобы вновь приблизиться к Добру и Богу, но в итоге демонстрирует такие грехи, как гордыня и эгоизм, которые не могут открыть вход в рай, то Тамара раскаивается в совершенном грехе и осознает необходимость верности Богу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания поэмы Лермонтова «Демон»
  • Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова?
  • Может ли Демон обрести гармонию? (по поэме Лермонтова «Демон»)
  • Особенности лермонтовской демонологии в поэме «Демон»